О воле Божьей и человеческом выборе

Вопрос выбора жизненного пути очень часто встает перед человеком, ищущим Господа. Как быть – создать семью или принять монашество? Эта судьбносная диллема, решение которой предопределяет всю оставшуюся жизнь, волнует не только людей, собирающихся принять священный сан, но и многих молодых людей. В поисках ответа нередко приходится обращаться к духовнику, старцу и т. д. Однако кажется, что более правильным было бы обращение вовнутрь, во внутреннее расположение человека. В этом смысле беседа с приснопамятным старцем Тимофеем (Саккасом, 1933–2020), записанная еще в 2011-м г., открывает новую точку зрения на животрепещущий для многих вопрос.

Воля Божья одна – чтобы все сподобились Царствия Небесного. Для достижения этой цели есть два пути – монашество и семейная жизнь по заповедям Божьим. Следуя добродетели, человек спасется, следуя пороку – никогда.

Сам Господь не принуждает человека ни к монашеству, ни к семейной жизни. Он хочет, чтоб человек сам решил. У Господа есть план спасения человека, но и решение человека также требуется. План спасения, воля Божья – это Евангелие, исполнение заповедей. Есть вещи, которые для этого плана спасения безразличны. Главное, чтоб при том или ином варианте соблюдался Закон Божий. Так, если ты стал монахом, соблюдай закон монашеский, и спасешься; стал священником – соблюдай закон священнический, и спасешься; стал семьянином – соблюдай заповеди семейной жизни, и спасешься. Господь оставляет на наш выбор, по какому варианту спасаться.

Господь оставляет на наш выбор, по какому варианту спасаться

Есть, конечно, и случаи, когда Господь призывает человека к определенному пути. Один ученый уже должен был вступить в храм со своей невестой для бракосочетания, как вдруг внезапная молния убила ее на пороге церкви. Он принял это как знак, посвятил свою жизнь Богу и науке и стал известным профессором. Поэтому могут быть и случаи особого призыва Божия.

Часто говорят так: пойдем к старцу, и как он нам скажет, так и поступим. Это не совсем верно: как старцы, так и святые не безошибочны. Безошибочен лишь Господь Бог!

Бывает и так, что человек про себя думает: «Пойду в монастырь, т. к. у меня нет другого выхода». Это не так! Если случится человеку неудачно жениться или выходить замуж, есть надежда, что следующий брак может оказаться счастливым. Но в случае монашества это не так: если ты неудачно стал монахом, то все – ты будешь несчастен на всю оставшуюся жизнь, т. к. монашеские обеты нельзя отменить. Поэтому необходимо быть очень осторожным и серьезным.

Брак – это нормальное состояние: женились наши отцы, деды, прадеды. А монашество – это не норма, не нормальная жизнь. Поэтому для создания семьи опыт не нужен. А вот для принятия монашества необходим опыт, или искус. Прежде чем принять постриг, человек должен опытно познать, подходит ли ему такая жизнь. В нашем монастыре искус длится минимум 3 года, не меньше. И это – золотой срок. Часто бывало, что послушник первый год проводил хорошо, второй еще отлично, а к концу третьего года оставлял все и, вернувшись в мир, женился.

Монашество – больше, чем спасение, оно есть сродничество Богу, райская жизнь уже здесь на земле

Богатый юноша заявил, что он исполнил все заповеди. И тогда Господь ему сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Вот этот совершенный путь и есть монашество! Монашество – это больше, чем спасение, оно есть сродничество Богу, райская жизнь уже здесь на земле, всецелая отдача Богу. Спасаются, конечно же, все – и монахи, и миряне, но монашество – это нечто более того.

Некоторые еще говорят: «Пойду в монастырь, так легче». Или: «Женюсь, т. к. семейная жизнь – легче, чем монашеская». Это тоже неправильное отношение. Получается, что мы лентяи.

Не следует искать того, что легче, а то, что соответствует твоему внутреннему миру. Человек должен думать, у него есть разум. Слепых людей нам не надо. Нам нужны люди думающие, задающие вопросы, пускай и возражающие. Не только чувствами должен руководствоваться человек, но и разумом. А иногда и чувствами. Следует совмещать разум и чувства. И чтоб прислушиваться к сердцу, необходим опыт.

В вопросе выбора жизненного пути не следует спешить. Спешка всегда вредит. Человек должен сосредоточиться, молиться, и Господь поможет. Решение должно принять в умиротворенном состоянии души.

Схиархимандрит Тимофей (Саккас)

Записал и перевел на русский Геворг Казарян

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.

Календарь