В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 2021 года, малый престольный праздник отметили в Свято-Троице Никольском женском монастыре города Ташкента, придел которого освящен в честь этого события. В этот день Божественную литургию в монастыре совершил глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Накануне вечером архипастырь совершил Всенощное бдение в Свято-Успенском кафедральном соборе столицы.

Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Иоанн Кулешов, иерей Александр Балухатин, иерей Игорь Сладков, диакон Валерий Рыжов, диакон Петр Гнатик, диакон Александр Боготобин.

За Богослужением также молились настоятельница монастыря игуменья Екатерина (Мальгина) с сестрами святой обители, старшая сестра Свято-Покровского женского монастыря г. Дустабада монахиня Евфросиния (Лозинская), а также учащиеся Регентского и Катехизаторского отделений Ташкентской духовной семинарии.

По окончании Литургии в честь престольного праздника был совершен Крестный ход, а затем митрополит Викентий обратился к молящимся со своим архипастырским словом, поздравив всех с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

«Это великий праздник. Это начало нашего спасения. Это исполнение воли Божией, но и не только воли Божией, а исполнение обещания Божьего всем нам, что Он придет на землю, чтобы искупить весь род человеческий. Это обещание Господь дал Адаму и Еве после их грехопадения. Человек согрешил, пал, преступил Заповедь Божию, не послушался Бога, прогневал Бога, не исполнил волю Божию о послушании, о воздержании, о терпении, о преданности Богу, о любви к Богу. Люди, к сожалению, послушались дьявола больше, чем Бога. И поэтому наше естество человеческое осквернено грехом, оно поражено грехом.

Несмотря на то, что так сильно человек пал, так сильно обидел Бога, Господь по Своему Милосердию сказал: «Я приду. Приду на землю, к вам, и спасу вас. И избавлю вас от этого падения, и возвращу вас вновь на небо для того блага, от того счастья, блаженства, радости, от которых вы отпали своим непослушанием». И дал Господь такое обещание, что он придет на землю, и «Семя Жены сотрет главу змея» - это имеет очень глубокий смысл, имеет свое святоотеческое толкование. Одним словом то, что Господь дал первое Евангелие, первую благую весть, которой Он благовестил нам еще в Раю о том, что мы будем освобождены от этого рабства греха.

И понадобилось 5508 лет, чтобы Господь исполнил свое обещание перед человечеством. Он исполнил его, но, к сожалению, человечество после грехопадения не исправилось, не каялось, не стремилось особенно сильно к Богу. Оно жило своими греховными потребностями. Но несмотря на всю эту массу людей, которые уклонялись от Бога, были и такие, пусть и мало было таких людей, которые помнили это обещание Бога. И готовились к пришествию в мир Христа Спасителя, чтобы искупить нас от греха, проклятия и смерти.

И вот Господь призрел на Пресвятую Богородицу, Отроковицу, которая может быть Матерью Сына Божия, Ту, Которая может послужить великому таинству Боговоплощения, Ту, Которая очистила свою душу и тело так, что Она может вместить Всесвятого Бога в Своей утробе.

Архангел Гавриил сошел с небес, пришел к Ней, Деве Марии и говорит, что она родит Имманнуила, о котором только что читала, ибо так благоволит Бог. Конечно, он ее смутил. Она была в очень большом смущении – как это может быть? «Дух Святой Тебя осенит, на Тебя найдет Дух Святой и Сила Вышнего освятит Тебя. И родишь Сына Божия, который будет искупителем всего человеческого рода». А дальше Она просто смиренно сказала: «Се, раба Господня! Будет мне по глаголу твоему». По Глаголу Божьему. То есть Она проявила послушание.

Все-таки у нас, когда Господь призывает нас к какому-то особому служению в этом мире, служению Богу, Церкви, людям, у нас есть такой обычай говорить: «я посмотрю, а я недостоин/недостойная, я не смогу, это слишком ответственно для меня, не буду, лучше другой пусть занимается». Вот такая обычная наша линия, сопротивление. Представьте себе, если бы Божья Матерь так сказала архангелу Гавриилу, то мы бы до сих пор еще не были в Новом Завете. Некому было бы. Нет такой Девы, кто взял бы на себя такую ответственность. Не было бы. Но Она сказала смиренно: «Се, раба Господня, да будет по глаголу твоему». То есть она проявила послушание воле Божией.

Посмотрите, какая связь: Ева проявила непослушание Богу, нарушила послушание Богу, а вот Дева Мария проявила послушание. Послушание всегда стоит во главе угла в жизни всего человечества. Это, конечно, еще и большая ответственность – быть чистой, быть святой. Потому что в Ее семействе все святые. Ей надо было жить так, чтобы сохранить эту чистоту до конца жизни, в этом вся ответственность. А вот мы не хотим быть чистыми, святыми. Мы хотим только так, языками поработать, пожить, понаслаждаться. А Она – нет. В ее жизни наслаждений и удовольствий не будет, ради Бога, который Ее призвал.

Нелегкий был путь у Божией Матери, очень скорбный, тернистый, трудный. Но она понимала это, потому что она изучила Священное Писание. Что будет с этим Богомладенцем? Что будет с Сыном Божиим на земле? С Богочеловеком что будет? Она знала. Она знала, что его ждут мучения, крестные страдания и смерть на кресте. Она знала это, но все равно брала на себя эту ответственность.

Сейчас человек и человечество, к сожалению, ответственность на себя особенно не берет. Боится. Посмотрите на наши семьи. Сейчас есть, как это называется, пробные браки. Боятся люди вступать в брак. Потому что не знают, как будет, как все сложится. Поэтому пробные браки – блудные браки, развратные браки, греховные браки, незаконные браки из-за того, что человек не хочет быть ответственным, из-за того, что он не берет на себя такую ответственность – вступать в брак, иметь супругу или супруга, детей и всю жизнь работать на то, чтобы сохранить эту семью до конца жизни. Это ответственность – не берет, боится. Идет на грех только для того, чтобы не идти по пути Правды Божией. Конечно, грех легче делать, а вот труд, подвиг добра, чистоты, святости – это тяжелее. Но это труд славный. Конец трудолюбивого и ответственного человека – это Царство Божие. Конец человека безответственного и нетрудолюбивого – это вечные мучения. Вот Господь четко и определил нашу участь. Но мы все равно больше избираем путь не восхождения к Богу, а нисхождения в ад. То есть слушаем больше дьявола, чем Бога.

Но вот нам с вами надо взять из этого праздника такое очень важное поучение – это послушание воле Божией. Нам нужно учиться быть послушными Богу. Ни себе, ни кому-то другому, а Богу. И, конечно, если мы это сделаем, то Господь будет помогать в нашем духовном росте».

По окончании служб на монастырской площади для всех прихожан было приготовлено праздничное угощение.

Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии

Фоторепортаж:

 

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.