Слово к молодым

Отец Василий родился в 1948-м году в семье набожных крестьян. Его родители Николай и Аглая Михок, о которых мы уже сообщали, произвели на свет наибольшее в Румынии количество священников. Все их шестеро сыновей получили богословское образование и стали служителями Божиими, а три дочери из четырех стали супругами священников. Внуки последовали примеру своих родителей и тоже в большинстве своем стали священниками и многодетными родителями. Когда дружный сонм Михоков собирается на семейные торжества, не каждый храм в силах их вместить, а когда направляется на богомолье в монастырь, получается целый крестный ход.

У самого отца Василия 13 детей и 37 внуков (на 2020 год). В 1970-м году он окончил Богословский институт в г. Сибиу, затем докторантуру Бухарестского богословского факультета и Французскую библейскую и археологическую школу в г. Иерусалиме. Сейчас он профессор, преподает на Сибиуском богословском факультете и заведует там докторантурой.


Пишу вам, юноши,
потому что вы победили лукавого
(1 Ин. 2, 13).


Победа предполагает ведение борьбы. Победы без борьбы не бывает. Но в том мире, в котором мы живем, кому-то, видимо, очень хочется, чтобы люди, особенно дети и молодежь, с первых же шагов потерпели поражение, добровольно сдались врагу. Если вы посмотрите на демоническую работу, ведущуюся вокруг нас, то увидите желание прельстить людей, внушить им, что никакой борьбы нет, и в ней никакой необходимости нет. Страсти объявляют нормальными, а вопрос о том, чтобы бороться с ними, даже не ставится. А ведь в страстях сокрыт лукавый.

Страсти объявляют нормальными, а вопрос о том, чтобы бороться с ними, даже не ставится

«Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого», – говорит Иоанн, апостол любви. Враг лукав, ибо создает видимость (для этого у него достаточно средств), что в борьбе нет никакой необходимости. А некоторые так называемые «церкви» даже объявляют Христа «nice», то есть приятным, милым, благосклонно принимающим любые грехи безо всяких проблем, и в эту сеть, увы, попадаются многие. На Западе есть такие церковные деятели, которые во всеуслышание заявляют, что грехи против естества – это нормально: «А почему у нас не должно быть однополых пар, и почему не должно быть священников с этими мерзкими грехами и страстями? Христос же nice!» И бывают очень недовольны, когда попадают в православный мир и видят иконы с серьезным Христом.

На днях меня спросил один человек из наших, православных:

– А почему Христос не улыбается вон там, на иконе? Пусть улыбается, пусть будет таким, приятным.

Христос для них слишком серьезен. А Он серьезен потому, что видит коварство лукавого! И что мы совершенно открыты для его уловок!

Жизнь – это очень серьезно, это борьба. И если ты не в курсе этой борьбы, ты становишься жертвой лукавого.

«Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого». Еще раз скажу: победа подразумевает, что велась борьба. В этой жизни всего стоящего добиваются в борьбе. В борьбе дисциплинированной, борьбе подвижнической. Как говорит святой апостол Павел, «борющийся за земной венец воздерживается от всего» (1 Кор. 9, 25).

В следующем стихе апостол Иоанн возвращается к теме победы и говорит: «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Ин. 2, 14). Можно сказать, что этот второй стих, обращенный к молодым, содержит уточнения, касающиеся этой победы: она приходит не сама по себе, не вдруг.

«Я написал вам, юноши, потому что вы сильны». Видите, каких юношей имел в виду святой апостол Иоанн, когда писал эти слова? Сильных! А сегодня особо и не увидишь сильных юношей. Сегодня юноши выглядят духовно хрупкими, и их систематически продолжают ослаблять, я бы сказал – целенаправленно. Наш мир духовно ослабляет людей, и начинает делать это, конечно же, с детей и молодежи.

Чтобы быть сильным, надо быть крепким. Есть такие люди, есть юноши, которые, я знаю это, мечтают иметь крепкие мускулы и для этого тренируют свое тело. Это здорово, если, конечно, они это делают правильно и дисциплинированно. Что же касается духовной крепости, то о ней, увы, мечтают очень немногие. Крепости святого, атлета во Христе. Молодые больше мечтают о приключениях, о жизни, насыщенной интересными событиями. Ну что же, должен сказать вам, что самое интересное приключение на земле – это жизнь во Христе. Если вы действительно хотите жизни, полной сюрпризов, чудесных сюрпризов, то начните идти путем Христа. Он узок, по крайней мере вначале, но расширяется по мере того, как по нему идут. Начинается с того пункта в сердце, где Христос встречается с твоей личностью, и дальше всё расширяется по мере того, как ты идешь по этому пути – вплоть до бесконечности Царства Божия.

Если вы действительно хотите жизни, полной сюрпризов, чудесных сюрпризов, то начните идти путем Христа

Путь греха – это широкий путь (ср. Мф. 7, 13–14), но он широк только вначале, а потом всё сужается и сужается, пока не закончится тупиком, из которого уже нет выхода. Узкий же путь – это путь дисциплины, борьбы, серьезности, и, идя по нему, ты всё больше и больше открываешь для себя его чудесную бесконечность.

«Вы сильны». Чтобы быть сильным, надо укреплять себя теми средствами, которые у нас, христиан, есть, – той силой, которую мы получаем от Христа, Духом Святым. «Вы сильны, и слово Божие пребывает в вас». Сегодня на Святой литургии мы слышали у Матфея, в главе 13, о слове Божием. На самом же деле в объяснении, которое следует затем в этой главе (вы знаете, что в Евангелии есть и притча о сеятеле, и толкование этой притчи), и в толковании притчи Спаситель говорит, что семя – это слово о Царствии (Мф. 13, 19). Мы можем назвать его и словом Божиим, как делает это Лука (ср. Лк. 8, 11), но здесь, у Матфея, оно названо именно «словом о Царствии».

А имеет ли еще слово «Царствие» какой-нибудь смысл для вас? Βασιλεία του Θεού («Царство Божие») – имеет ли еще какой-нибудь смысл или уже лишено смысла? Вы видите, что некоторые люди совсем обесценили смысл этого выражения. Кое-где по городам и селам можно увидеть «дома Царства»[1], вы знаете, что такое эти дома Царства, – это дома, в которых проводят свои собрания иеговисты. И по причине таких злоупотреблений слово «царство», βασιλεία, кажется многим утратившим смысл. Но это не так! Спасительное слово Христово – это слово о Царствии. И если углубиться в арамейскую основу слова βασιλεία, которой является «malkuta», то оно переводится как «слово о Царствии», о Царствии Божием!

Тот факт, что Бога признают, воспринимают как Царя, что Он царствует (что в действительности означает, что и мы царствуем вместе с Ним), – это величайшее приключение – стать царем, не правда ли? Господь и призывает нас к этому приключению – царствовать вместе с Ним!

Слово, о котором мы слышали в сегодняшней притче, – это слово о царствовании Бога в нашей жизни и нашем царствовании вместе с Ним. Но для этого Его слово должно в нас пребывать, вот это слово о Царствии, о царствовании должно в нас пребывать. И вы видите, что происходит с этим словом? Притча учит нас, говорит нам, что часто семя этого слова у нас быстро похищается, стоит только его посеять, – и это семя, упавшее при пути. Оно может упасть также на каменистом месте или среди терний. И только часть семян падает на благую землю и приносит плод: одно в 30 раз, другое в 60, а третье в 100.

Это и есть сказанное святым апостолом Иоанном о юношах, которые сильны: «Вы сильны, – говорит он, – потому что это слово о Царствии пребывает в вас». Оно пребывает в нас, то есть его не так легко похитить у нас или заглушить. Оно пребывает в нас, принося плод, пребывает в нас, проклевываясь, разрастаясь, расцветая и плодонося. «Слово Божие пребывает в вас, – говорит апостол, – и вы победили лукавого».

Каждый раз, когда мы читаем «Отче наш», мы просим в том числе и следующего: «и избави нас от лукавого». В некоторых переводах здесь стоит: «от злого». И в Трансильвании иногда смущаются, когда слышат «от лукавого», и говорят:

– Но это же венгерское слово! Почему мы не говорим: «от злого»?

Возлюбленные юные верующие, мы с вами призваны к победоносной борьбе

И я отвечаю им, что «лукавый» – это и есть «злой-презлой». Если кто из вас читал летописи, то знают, что означало, что кто-нибудь «лукавит». Когда человека называли лукавым? На древнерумынском языке лукавым называли предателя. Если барин лукавил, наказанием ему была смерть. Господари шуток не любили. Штефан Великий, у которого здесь неподалеку была крепость, терпеть не мог лукавых.

Лукавый – это мерзкое зло. Зло, которое следит за твоей жизнью, зло, которое ты должен уничтожить. «Вы победили лукавого» – диавол и есть эта разновидность зла, лукавое зло, которое подстерегает нашу жизнь, чтобы ее похитить, – жизнь вечную, но и телесную тоже. Он жаждет погубить нас.

Возлюбленные юные верующие, мы с вами призваны к победоносной борьбе! Мы исповедуем Христа Победителя. На каждом кресте мы видим слова: «Иисус Христос NIKA» – «Иисус Христос побеждает». Он призывает и нас стать победителями вместе с Ним в этой чудесной и захватывающей борьбе – борьбе за завоевание Царства с Богом. Аминь.


Священник Василий Михок
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Cuvântul orthodox (Православное слово)


[1] В России они называются «залами Царства».

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.

Календарь