Проповедь настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва) протоиерея Алексия Уминского в неделю св. апостола Фомы.



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Мы привыкли встречать друг друга главным в нашей жизни приветствием: “Христос воскресе!” Что же значит это воскресение для каждого из нас? Очевидно, что в нем – центр нашего христианского исповедования, потому что сущность нашей веры заключена в том, что Христос воскрес. Об этом говорит все наше церковное учение и Священное Предание. А апостол Павел говорит, что, если Христос не воскрес, то мы несчастнее всех людей на Земле, потому что тогда наша вера не имеет никакого смысла.

Для людей, которые живут вне церкви, а таких много в нашей стране, самый главный день — это Новый год: что-то в новогоднюю ночь случается, придет Новый год, и, может быть, принесет что-то новое… А для нас Новый год — Пасха. Это действительно – начало нового года, предчувствие жизни будущего века. Этот день для нас – исполнение и наших трудов Великого поста, и нашего покаяния, и чего-то, что мы в себе должны были исправить и поменять.
Радость и свет этого дня очень надолго может каждого из нас наполнить настоящими жизненными силами, которых нам так не хватает. Вдруг все становится на свои места. Вроде жизнь-то не поменялась, все то же самое происходит, но вдруг все становится так очевидно, понятно и легко. Какие-то проблемы, которые мы не знали, как разрешить, и мучались этим, вдруг перестают нас так волновать: мы все равно не знаем, как их разрешить, но почему-то вдруг успокаиваемся. Есть вещи неразрешимые, и они неразрешимыми останутся, но присутствие Бога в нашей жизни в эти дни совершенным образом покрывает всю неразрешимость, уныние и тупики нашего бытия.

Но ведь это же еще не все. Это не самое главное из того, что являет нам светлое Христово воскресение. Ведь в эти дни с нами должно случиться что-то такое, чтобы об этом стало известно не только нам, но и кому-то еще из тех, кто нас окружает. Ведь весть о том, что Христос воскрес, не может касаться только нас, не может стать только нашим маленьким частным делом, нашей такой внутриприходской и даже внутрицерковной радостью. Это же что-то большее, мировое.

Ведь если Христос воскрес, то тогда жизнь должна меняться сама по себе, и не только наша. То есть, конечно, прежде всего, должна меняться наша жизнь, но от каждого Великого поста, от каждой Пасхи она должна меняться настолько, чтобы это кого-то задевало, кого-то трогало, кого-то действительно чем-то удивляло, просвещало и заставляло обернуться в нашу сторону. Так должно быть, плоды этого труда и великой радости должны распространяться на мир.
Вот сегодняшнее Евангелие Христово: приходит Христос к ученикам Своим, как к нам пришел, и являет им Себя во всей полноте Своего богочеловеческого воскресения, которой они до Его воскресения не знали. Он садится с ними и пьет вино, ест рыбу и хлеб, показывая им, что Он не дух, а истинный Богочеловек, обладатель жизни вечной. И радость воскресения настолько захватывает учеников, что они действительно готовы делиться с другими.

Приходит Фома, его ведь не было вместе с ними. Они говорят: “Христос воскресе!” И вдруг он почему-то не верит… Почему-то слово о том, что Христос воскрес, Фоме, который знал Христа так же близко, как и все остальные Апостолы, ничего не говорит…

А мы же помним, что вот эти же самые Апостолы еще совсем недавно, неделю назад, разбежались от креста Христова, не взяли свой крест, не пошли за Ним до конца. И все равно Христос к ним приходит. Он их утешает, Духа Святаго им дает и власть вязать грехи человеческие. Они уже получают знаки своего священства, первые знаки настоящего апостольства.

И вдруг ничего не происходит, апостол Фома не верит тому, что Апостолы ему говорят. ”Пока сам не удостоверюсь, не увижу”. И действительно, если Христос воскрес, почему ж вы сидите в горнице за дверями затворенными, прячась страха ради иудейска? Почему с вами ничего не произошло? Почему вы остались прежними? Почему то, что Христос воскрес, вас не сделало другими?

Mы часто воспринимаем воскресение Христа только как радость. Все плохое прошло, и осталось у нас только хорошее. Да – радостно, да – счастье, да – веселье: Христос воскрес! Смотрите, как все хорошо! Значит, ничего страшного не произошло?

А Фома помнит, Фома знает, какой это страшный мир, как этот мир распинает Христа, как этот мир готов каждого, кто за Христом пойдет, так же распять. И Апостолы тоже это понимают, поэтому и сидят за дверями затворенными. И такое свидетельство о Христе ничего не значит для мира, потому что, если с нами ничего не случилось, потому что, зная воистину, что Христос воскрес, мы продолжаем жить по законам и стихиям этого мира, страшиться страхом этого мира, опираться на те фундаменты, которые этот мир нам предлагает, а не на Христа. И тогда наше свидетельство о Христе не будет восприниматься всерьез, как истина, которой мы дорожим, потому что вместе с этой истиной у нас есть еще несколько таких же незыблемых истин, на которых, собственно, наша жизнь и строится. И вот эти истины свидетельствуют о том, кто мы такие.

И ради Фомы Христос снова приходит к ученикам и говорит ему: “Вложи свои перста в мои раны”, и тот видит истинность воскресения уже в своем личном опыте. Христос и ученикам Своим показывает до конца, в чем его воскресение: Христос воскрес, но раны Его остались. Христос воскрес, но руки-то прободены. Христос воскрес, а рана от ребра зияет. И снова Он говорит им эти слова: “Идите, я посылаю ваc”.

А куда Он посылает своих учеников? На что Он посылает своих учеников? Он их посылает на этот же самый крестный путь. Он их посылает идти за Собой. Он их посылает достигнуть воскресения, той же Пасхи, и так же, как Сам, – через Голгофу. Вот если мы, как апостол Фома, примем вместе с воскресением эти раны Христовы, примем вместе с радостью это ребро прободенное, тогда, мне кажется, наше слово о воскресении Христовом, наше слово о жизни во Христе, сразу получит и правду, и силу.

Господь являет апостолу Фоме свои прободенные руки и свое пронзенное ребро, и мы больше не можем думать, что ничего не произошло. Мы знаем, что Христос воскрес, мы верим, что Он никогда нас не покинет, но путь, на который Он нас посылает, это путь, по которому ученик идет за Учителем до конца. Из Деяний святых Апостолов, из истории нашей Церкви мы знаем, что такое этот апостольский путь, как Апостолы возвещали Христа своей жизнью, своей смертью и своим воскресением. Аминь.

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.