Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска церкви Свв. Иоакима и Анны в Студенице, Сербия. 1314 г.

 «Представьте, если бы Божии прародители перестали молиться, когда Бог не отвечал на их прошения — что было бы, если бы они утратили веру и перестали умолять Его? Их молитвенный труд был вознагражден лишь спустя многие годы!» В Рождество Пресвятой Богородицы архимандрит Ефрем рассуждает о чуде рождения Матери Божией.


Вместившая Невместимого

Пресвятая Богородица занимает особое место в православном богослужении. Можно даже сказать, что Ей отведено центральное, ключевое место. Не случайно именно Богородичные праздники начинают и завершают богослужебный год. Первый двунадесятый праздник церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы, а в конце его Церковь чествует положение Ее пояса.

Сегодняшний день дарит нам большую духовную радость, дорогие отцы и братия, потому что мы празднуем рождение Приснодевы и Богородицы Марии — благоуханнейшего цветка, прозябшего из корене Иессеова. Это рождение радости всеобщей, которая, по словам святого Андрея Критского, являет собой «начало всех праздников, приготовляющее нас к Тайне Боговоплощения». Рождение Пресвятой Девы стало проводником к обновлению, восстановлению и возрождению всего, что только есть на свете. Сегодня рождается Та, Кто здесь, на земле, в земном времени родит таинственным и непостижимым образом Превечного Бога, Создателя и Спасителя мира.

В Ветхом Завете есть множество пророческих текстов, предвозвещающих и проображающих явление Богородицы. Она завершает, воплощает в жизнь ветхозаветный «педагогический» процесс подготовки человека ко встрече с воплотившимся Спасителем. Пресвятую Деву предобразил горящий куст в видении Моисея; скрижали, явленные Богом; скиния и Святая Святых, манна небесная, расцветший ааронов жезл, лестница во сне Иакова, овечья шерсть, расстеленная Гедеоном, неиссеченный камень, печь огненная, оросившая прохладой отроков вавилонских.

Матерь Божия — это своеобразный переход, граница между Ветхим и Новым Заветом.

В Ветхом Завете Она — послание пророков, надежда праведников, в Новом — сладость ангелам, слава апостолам, дерзновение мученикам, наслаждение преподобным и похвала всему человечеству. В песни Богородицы есть даже такие слова: «Отныне восхвалят Меня все люди, из рода в род».

Много столетий все живое ожидало Ее рождения. Как говорит святой Николай Кавасила, Божия Матерь есть плод творения и одновременно — мера, которой следует достичь творению. Как древо существует для плода, так и все тварное существует для Пресвятой Девы, а Она — для Самого Христа. Именно об этом говорят нам святые отцы, обращая внимание на то, что не только люди, но и вся земля, все небо, все видимое и невидимое созданы ради Пречистой. И когда Бог, сотворяя мир, взглянул на созданное и сказал, что это хорошо, Он, несомненно, видел пред Собой и Плод всего сотворенного — Пресвятую Деву, Матерь Божию, и эта похвала Его была благим предвестием Богородицы.

В этот день все творение получает благословение через рождение Пресвятой Девы. И это новое есть не просто Величайшая из всех жен на все времена, а Та, Кто, единственная из людей, смогла привлечь небо на землю, родив Богочеловека. Творец, Бог Слова создал человеческую природу таким образом, чтобы, когда придет время, родиться от Своей Матери. Через Нее невидимый и неприступный Бог приходит на землю и становится видимым, соединяясь и соприкасаясь со Своим творением целиком и полностью. Благодаря человеческой природе Господь соединяет все творение в Своей ипостаси и обожествляет его. Необыкновенный, неописанный Бог образ раба принимает (Филип. 2:7) — человеческую плоть и разумную душу, живя среди людей, проходя по земле. Невместимый вмещается в девственную утробу Богородицы, Которую прославляют по всему миру как Вместившую Невместимого.

Прародители

Сегодня побеждено бесплодие, и бездетная праведная Анна рождает Украшение всея земли, как называет Богородицу святитель Кирилл Александрийский. В Ветхом Завете мы встречаем неоднократно подобные чудеса: вспомним Сарру — жену праотца Авраама, Ревекку — жену Исаака, Анну — мать пророка Самуила, Елисавету — мать пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Но сегодняшнее чудо занимает особое место в Священной истории, разительно отличаясь от подобных ветхозаветных чудес. Дети вышеупомянутых жен, дивным образом родившиеся после многолетнего бесплодия, были добродетельны, святы, но только Сын Марии, исполненной благодати дщери дома Давидова, есть Бог ангелов, людей и всего живого.

Пресвятая Богородица не была рождена через непорочное зачатие, как ошибочно утверждают католики. Праведные Иоаким и Анна стали Ее родителями совершенно естественным путем. Многолетнее бесплодие Анны было преодолено благодаря промыслу Божию, ставшему ответом на горячие молитвы прародителей. Праведные старец и старица соединились не по плотскому вожделению, не для услады и удовольствия, а по послушанию Богу, запечатав таким образом свое святое целомудрие. Таким образом Пресвятая Дева была зачата Своими родителями в целомудрии и чистоте, но, если бы Ей необходимо было быть свободной от первородного греха, Она родилась бы от девицы, как родился Христос.

Чтобы стать родителями Божией Матери, праведные Иоаким и Анна явили непоколебимую веру, неиссякаемое терпение, твердую и бесконечную надежду на милость Божию. И Господь не посрамил их, исполнив просимое, хотя бесплодие у праведной Анны было долгим — не менее пятидесяти лет, как говорит святое Предание.

Эта вера и упование святых прародителей должны быть примером для всех нас, дорогие отцы и братия. Не должно терять надежду ни братьям нашим мирянам, зачастую желающим, но не могущим стать родителями, ибо невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27), ни нам, монахам, и всем верующим, благим подвигом подвизающимся.

Часто мы отказываемся терпеть и надеяться; часто, не выдерживая упорной борьбы, начинаем унывать и роптать, жалуясь на неуспех и невозможность стяжать благодать Божию.

А когда человек унывает, он теряет силы и уже не может трудиться ревностно, и желание бороться ослабевает.

Не будем такими, братия! Представьте, если бы Божии прародители перестали молиться, когда Бог не отвечал на их прошения — что было бы, если бы они утратили веру и перестали умолять Его? Их молитвенный труд был вознагражден лишь спустя многие годы!

Бог испытывает нас

Святой Исаак Сирин, например, также претерпел много лет трудного пути, за тридцать лет своего подвига претерпевая и умаление благодати, и даже утрату его, и терзание помыслами. Лишь много лет спустя, после кровавой внутренней борьбы этот великий праведник стяжал непрестанную благодать, но что суждено было преодолеть ему! Будем брать с него пример — особенно мы, монахи, призванные к стяжанию полноты благодати! Необходимо терпение в скорбях, вера Божиим обещаниям, совершенное послушание воле Божией и надежда, потому что «должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1). Бог знает, когда нам нужно получить от Него необъяснимый, неизведанный и бесценный дар, Его непрестанную благодать как постоянное состояние. «Дары духовные нисходят», — отмечает авва Исаия, и не нам решать, когда получить их.


Вифлеемская икона Божией Матери в Храме Рождества. Фото: media.elitsy.ru

По сути, часто, почти всегда, перед тем как одарить нас Своей милостью и благословением, Бог испытывает нас, посылая искушения, чтобы определить, достойны мы Его дара или нет. Это отлично видно на примере святых прародителей, которые, по приближении Божественной награды — долгожданного зачатия, — были испытуемы еще в большей степени. Придя в дни праздника Кýщей (евр. Суккóт — Прим. перевод.) в Храм с дарами, они подверглись посрамлению от первосвященника, назвавшего их недостойными приносить дар Богу, ибо не оставили они потомства Израилю. Святым прародителям было неимоверно горько слышать такое порицание, но они не отчаялись, а нашли прибежище в горячей молитве. Иоаким удалился в горы, а Анна уединилась в саду, и тогда Бог наконец внял им. Ангел Господень возвестил Иоакиму и его супруге — каждому по отдельности, — что зачнут они Ту, Которая будет прославлена по всей земле.

Так и нам, дорогие отцы и братия, следует безропотно терпеть скорби и искушения, попускаемые Господом для нашего блага и духовного роста.

Будем молиться Пресвятой нашей Владычице Богородице и бабушке Господа нашего Иисуса Христа — праведной Анне, имеющим дар исцелять бесплодие, как телесное, так и духовное. Чтобы Бог послал в сердца наши Свою сладчайшую благодать, украшающую и обновляющую род человеческий, попирающую смерть и избавляющую от тления.


Перевод Елизаветы Терентьевой

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.