Материнские заметки

Молитву «Отче наш» дал нам Сам Бог. Эта молитва, по словам Тертуллиана, «объемлет все учение Господа, и на память приводит все Его уроки и наставления, так что она воистину есть сокращение всего Евангелия»[1].

Как привести молитву Господню свой дом, в свою жизнь, в жизнь своих детей – эти вопросы в каждой семье решаются по-разному. Одна ситуация, когда единственный верующий человек в доме – бабушка, религиозность которой не приветствуется родителями. Другая ситуация – когда один из родителей верит в Бога, хочет растить своих детей в вере, а второй супруг вовсе не горит желанием превращать свой дом в церковь. А есть семьи, в которых это как раз ставится задачей: сделать свой дом малой Церковью. И в каждой ситуации обучение молитве, изучение молитвы, формы общей молитвы будут разными.

То, что я хотела бы предложить – всего лишь размышления о том, как молитва Господня может прийти в наш дом. Как мы, родители, можем помочь нашим детям, большим и маленьким, задуматься над смыслом этой молитвы. Может быть, после наших объяснений дети смогут понять это «сокращенное Евангелие». А может быть, объясняя детям молитву, мы даже сами что-то поймем.

Этапы «освоения» молитвы Господней можно очень условно, очень схематично расписать так:

1 этап – молитва встраивается в ритм жизни дома.

Это когда молитва оказывается неотъемлемой органичной частью распорядка жизни детей. Этот «этап» начинается рождения (даже с зачатия!) ребенка.

2 этап – узнавание слов молитвы.

Узнавание, запоминание происходит в процессе ежедневного повторения этих слов. Это возможно с тех пор, как ребенок учится свободно говорить, скорее даже – учить наизусть не очень короткие стихи, то есть с 4-5 лет, у кого как. У некоторых только с 6 или 7 лет, и это совсем не поздно. В этом вопросе, конечно, лучше поздно, чем никогда.

3 этап – осознавание смыслов (теоретическое изучение).

Слушать «теорию» можно хоть с грудного возраста, присутствовать во время разговора о молитве тоже можно с младенчества, но как-то реально участвовать, понимать – наверное, лет с десяти. Тоже примерно.

4 этап – молитва.

Это, собственно, главная задача. И самая трудная. Но здесь заканчивается область педагогики. Здесь уже – буквально «как Бог даст». Это уже личная духовная жизнь каждого человека. С младенчества и потом всю жизнь.

Здесь мы поговорим обо всех этапах, кроме этого главного. Но главный постараемся все время иметь в виду.


Молитва в ритме жизни


Чтобы дети запомнили слова молитвы, достаточно просто молиться вместе с детьми, всей семьей. В том числе молиться словами молитвы Господней, теми самыми словами, которыми Сам Христос заповедал нам обращаться к Богу.

Мы молимся каждый день утром – чтобы Господь благословил наш день. Молимся каждый день вечером – чтобы поблагодарить Бога за прошедший день и попросить благословения на ночь.

Любые молитвы, даже если у нас очень и очень короткое правило, мы начинаем с так называемых «начальных молитв». А значит, и утром, и вечером мы вместе с детьми будем петь «Отче наш».

Если семья просто только-только начинает воцерковляться и если утренние и вечерние молитвы еще не стали обычным началом и завершением каждого дня, то это повод как раз начать. Не начать зубрить молитвы – а просто начать молиться. В том числе молиться всем вместе – по крайней мере вместе с теми «всеми», кто не против. И, может быть, как раз начать хотя бы раз в день петь или просто читать эту самую молитву – молитву Господню.

Кроме утренних и вечерних молитв, есть и молитвы в течение дня. У нас, семейных мирян, это в первую очередь молитвы перед едой. Известный педагог Софья Куломзина сетовала, что «молитвы перед едой теперь почти исчезли из семейного быта, потому что исчезает само понятие о еде как поводе сбора семьи»[2]. А протоиерей Глеб Каледа в своей замечательной книге «Домашняя Церковь» напоминает: «Молитва перед едой должна быть общественной, как обязательный элемент жизни и быта. К ней надо приучать детей»[3].

Обычай «возблагодарить» перед тем, как приступить к еде, очень древний

Обычай «воспеть», «возблагодарить» перед тем, как приступить к еде, очень древний, так поступали сами апостолы вместе со своим Учителем. Когда семья приходит к вере, семья становится малой Церковью – значит, появляется молитва перед едой.

На практике, к сожалению, бешеный ритм современной жизни не всегда позволяет по-человечески накрыть на стол, помолиться, всем вместе приступить к трапезе. Иногда детский обед – это ланч-бокс в машине между тренировкой по фехтованию и музыкальной школой. Взрослые жуют на пути между экстренным совещанием и очередной конференцией. Хорошего мало, но так бывает. Так что обычно в будние дни молитва перед едой – это просто крестное знамение, просто – «Господи, благослови!» или чтение короткой молитвы на принятие пищи. Отец Глеб Каледа, как и многие другие священники «из советского прошлого», советовал в общественном месте, если публичная молитва неуместна, молиться перед едой мысленно, «без видимых крестных знамений»[4]. Лишь бы еда начиналась с обращения к Богу и крестного знамения. И тем не менее хотя бы раз в день важно «нормально» приступать к еде. Накрывать на стол, вставать всем вместе на молитву и петь хором молитву. По обычаю – именно «Отче наш».

Петь хором

Пение хором – великая вещь, в «обычной» жизни почти утраченная. В античности хоровое пение было одним из необходимых элементов образования, а если верить Платону (тому самому), то хоровое пение – божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке. Из Священного Писания мы знаем, что ангелы на небе именно поют, славя Бога. Пели и апостолы, причем вместе со Христом (ср. Мк. 14, 26). С древних времен в Церкви был обычай петь во время богослужения – именно хором, именно всем вместе. Пение хором объединяет, примиряет: голоса разных людей сливаются воедино, чтобы спеть одну и ту же мелодию. Одну и ту же молитву.

И когда в семье появляется общая молитва, появляется традиция собираться всем вместе за столом (хотя бы каждый вечер, обязательно каждые выходные) и всегда молиться перед едой, тогда в дом приходит эта уникальная, удивительная возможность – каждый день, а то и по нескольку раз в день, петь хором. Всем вместе, «едиными усты и единем сердцем славити и воспевати» нашего Отца-Бога.

Конечно, хор этот бывает «так себе» по уровню музыкального исполнения, особенно если нам всем медведь на ухо наступил. И еще потоптался немного… Но если каждый день петь одну и ту же молитву – молитву «Отче наш», – со временем становится даже красиво. И в любом случае общее пение хором позволяет маленьким детям «подпевать» молитву. Или просто гудеть в тон. Или не в тон. Но таким образом – потихонечку заучивать ее наизусть. Как известно, песни вообще легко запоминаются. Так что пение молитвы вместе с детьми – это способ заставить детей выучить эту молитву наизусть.

Зачем зубрить молитвы?


Почему нельзя просто задать ребенку задание: «За неделю выучи «Отче наш» – куплю тебе шоколадку»? Можно и задать, некоторые родители так и делают. Но в этом случае молитва превращается в набор фраз для зубрежки, в работу на оценку (или на шоколадку, что то же самое).

Молитвой нужно молиться, а не мучить детей

Молитвой, по-моему, нужно молиться, а не мучить детей. И не экзамены на эту тему устраивать. Сбился – четверка. Забыл – двойка…

Тем более когда мы живем вместе со своими детьми, молимся вместе с детьми, у нас есть эта чудесная, уникальная возможность – учить молитвы во время молитвы. Не зубрить – а впитывать, вживаться в молитву. Повторяем утром, вечером, перед едой, как минимум один раз, а то и все три-четыре – так мы вместе с детьми по три раза в день, каждый день, из недели в неделю, из месяца в месяц поем, читаем одну и ту же молитву – ребенок обязательно в конце концов выучит ее наизусть. Ну, не в три года – так в пять лет выучит. Когда-нибудь да выучит.

Правда, есть и такой момент. Ребенок, который с грудного возраста растет в церковной среде, может вроде как выучить молитву-песню наизусть, но на деле это могут быть почти не связанные между собой, не осознанные образы-иерогрифы. Иногда стоит убедиться, что наш «церковный» ребенок действительно знает слова молитвы Господней. Но в этом случае тоже вряд ли будет уместным поставить его на стул и попросить почитать – как стихотворение на детсадовском утреннике – молитву. Проверка может быть тоже… во время молитвы. Просто во время очередного утреннего или вечернего правила, или перед едой попросим детей не петь, как обычно, хором, а попросить одного, очередного шести-семилетнего Ваню:

– Прочитай, пожалуйста, «Отче наш».

Ваня, который с младенчества поет эту молитву и дома, и в храме, даже каким-нибудь заковыристым вторым голосом, вдруг запинается, не знает, как дальше. Значит, и нам, и ему самому сигнал: на самом деле ты, дружок, эту молитву не знаешь. Ничего страшного. Просто подсказываем продолжение каждой фразы. Ни в коем случае не ругаем, не пеняем – никакого негатива. Ребенок и сам все понял, сам удивлен и смущен. В следующий раз, также во время правила, даем ребенку в руки молитвослов и снова, как подойдет очередь этой молитвы, просим – прочитай, пожалуйста, «Отче наш». Например, на каждой утренней молитве поручаем именно Ване читать эту молитву во время нашего общего правила. А перед едой и вечером в таком случае поем эту молитву все вместе, как обычно. Так Ваня через неделю молитву действительно выучит.

Есть еще один способ обратить внимание на слова молитвы: предложить ребенку написать текст этой молитвы. Например, так: когда ребенок уже научился читать и при этом едет в гости к родственникам или друзьям, у которых не принято вместе молиться утром и вечером, подготовим вместе с ребенком его собственный молитвослов. В этой самодельной книжке будет, скорее всего, очень мало текстов. Например, только начальные молитвы. Рисуем красивые поля, каждую молитву начинаем с украшенной буквы-буквицы. И здесь как раз ребенок напишет текст «Отче наш».

А можно написать эту молитву на отдельном плакатике, устроить это как занятие по «ИЗО» или «труду». Можно писать текст на бумаге, можно выжигать на фанерке, можно сделать рамку из природного материала, из пластилина. Таким плакатом можно оформить наш красный угол, просто украсить стену, подарить бабушке, крестному. Как бы то ни было, эта поделка позволит обратить внимание ребенка на слова молитвы, выделить эти слова из общего, наизусть знакомого, слившегося воедино потока. Когда детей в семье много, то такие занятия с изготовлением поделок можно делать раз в несколько лет, вместе с очередным пяти-семилеткой.

Дети не способны понять содержание молитв?

Молиться, произносить слова молитвы можно и нужно даже тогда, когда мы не очень хорошо осознаем значение слов молитвы. Об этом говорили святые отцы, в частности – великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст. Например, он призывает отца семейства учить жену и детей петь псалмы, а также петь их самому: «Даже, хотя бы ты не разумел силы слов, приучай по крайней мере уста произносить их. И язык освящается этими словами, когда они произносятся с усердием. Если мы приобретем этот навык, то… не оставим этого прекрасного занятия...»[5].

Постепенно дом освящается молитвой

Так оказывается, что на первых порах достаточно усердия. Постепенно дом освящается молитвой. Это тем более касается молитвы «Отче наш» – молитвы, слова которой даны нам самим Христом. Мы в своем доме произносим эти слова – и освящаем буквально «словом Божиим» и самих себя, и своих детей, и весь свой дом. Каждое утро, каждый вечер и несколько раз в течение дня.

Этот вопрос и о детской молитве. Безусловно, дети, тем более малыши, многого не понимают. И даже несмотря на то, что они те самые дети, которые нам даны в образец, несмотря на то, что они могут быть чисты сердцем – все равно они не понимают молитву, не понимают слова Священного Писания так, как понимали эти слова великие подвижники и богословы. И тем не менее дети, двухлетние, пятилетние, которые едва свою фамилию выучили, которые своего адреса не знают, для которых фраза «остави нам долги наша» ничего не значит, вполне могут повторять слова молитвы. Вполне могут петь вместе с родителями, вместе с народом в храме молитву «Отче наш». И это пение, это повторение – и этой молитвы, и всех других – не бессмысленное сотрясание воздуха, не профанация, не игра, а важный момент их жизни, духовной жизни. Именно духовной жизни, как ни высоко это звучит. Не только тело, не только душа, но и дух уже есть у ребенка. Его дух уже живет.

Новомученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, так призывал ежедневно молиться вместе с маленькими, «ничего не понимающими» детьми: «…дитя… не будет понимать содержания каждой из этих молитв; но это и не необходимо… Если оно не может еще составить себе ясного понятия о Боге, то по крайней мере у него есть чувство о Нем»[6].

Отсутствие понимания – не препятствие к молитве

Итак, даже «не разумеющий» человек может и должен молиться, хотя бы «устами» произносить слова молитвы. Отсутствие понимания – не препятствие к молитве, к изучению Священного Писания. Но при этом необходимо при первой же возможности попытаться понять, изучить «содержательную» и теоретическую сторону вопроса. Такой подход: не сначала разобраться как следует и уже потом молиться, а сразу начинать молиться, но при этом параллельно пробовать разобраться.

Собственно, сам святитель Иоанн Златоуст начинает проповедь с приведенного пожелания, призыва к отцам семейств учить своих домочадцев, молиться вместе с ними, даже не разумея «силы Писаний». Но здесь же, сейчас же сам проповедник учит этих самых отцов этому самому «разумению Писаний: «Впрочем, чтобы нам не слова только произносить, но и разуметь самую силу слов, изъясним...»[7]. И далее следует толкование на те самые слова молитв и Священного Писания. Призывая к молитве и к учительству даже «не разумеющего» отца, Златоуст одновременно призывает к разумению, а не только к усердию, и сам же «изъясняет» – восполняет соответствующие пробелы в образовании слушателей-отцов-учителей.

Святитель Владимир Богоявленский тоже призывает сначала молиться вместе с ребенком, а потом объяснять ему содержание молитвословий: «при усвоении молитв благочестивое искреннее чувство матери не изменит ей и подскажет, что детям можно из усвояемых молитв объяснить, рассказать»[8].

Это очень важная вещь: научить детей произносить слова молитвы, сделать эти слова родными, вживить эти слова в каждый день нашего дома – и при этом изучить, освоить (о-своить, сделать «своим») содержание молитвы.

Как именно изучать вместе с детьми молитву «Отче наш», как вообще заниматься с детьми – это зависит от самих родителей. От того, к чему готовы, к чему привыкли папа и мама, от того, чем они занимаются с детьми, в каком формате проходит общение родителей с каждым ребенком. Я попробую предложить всего лишь один из возможных вариантов таких занятий в отдельной статье.


Анна Сапрыкина


[1] Цит. по: Феофан Затворник, свт. Истолкование молитвы Господней «Отче наш» словами святых отцов.

[2] Куломзина Софья. Наша Церковь и наши дети. М.,1993. С. 88.

[3] Каледа Глеб, прот. Домашняя Церковь. М., 2001. С. 156.

[4] Там же.

[5] Expositiones in psalmos 41 PG 55, 158; ПСТ 5,1, 153.

[6] Владимир, митрополит Киевский и Галицкий. Азбука православного воспитания. М., 2002. С. 26–27.

[7] Expositiones in psalmos 41 PG 55, 159; ПСТ 5,1, 154.

[8] Владимир, митрополит Киевский и Галицкий. Азбука православного воспитания. М., 2002. С. 28.

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.