Беседа о страстях, помыслах и духовной брани

В пустыне Вигла, неподалеку от моря, в лесу, окружающем афонский румынский скит Продрому, можно найти отшельников, подвизающихся в молитве и жизни духовной. Маленький огородик с овощами, родник да келлия с обветшавшей от времени крышей – вот и всё имущество исихаста. Этого, на первый взгляд, мало. И только в беседе с ним начинаешь понимать, какие сокровища хранит он в своей душе. Отец Власий, монах-киприот, – один из обладателей таких духовных сокровищ.

 – Отец Власий, может ли Дух Святой изменить жизненный путь человека? Пересиливает ли благодать Божия немощи человека, заложенные в его наследственности, геноме?

– Человек, особенно в своем состоянии после грехопадения, не может быть выше естества, однако Дух Святой помогает ему преодолеть в себе человека естественного. Благодать Божия побеждает всё. Страстей не существовало до грехопадения человека. А после грехопадения только Дух Божий может дать нам сил бороться со страстями и побеждать их. Они принадлежат к пространству зла.

– А как преодолеть то негативное, что переходит к нам от родителей?

– Если речь идет о злых склонностях души к неверию, эгоизму, то они принадлежат, собственно говоря, не родителям, а общему падшему естеству. Мы все унаследовали «неестественные» вещи, чуждые нашему благому естеству, насаженному Богом. После грехопадения человек стал совершенно бессилен в сравнении со своим первозданным состоянием. Он утратил былое дерзновение беседовать лицом к лицу с Богом, и красота его души была уже не такой, как прежде. Каин убил брата своего Авеля… всё шло к худшему…

Крещение и вера во Христа
возвращают человеку его первозданное состояние

Однако человек и сегодня может стяжать силу для победы над грехом, приняв Крещение и уверовав во Христа: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16: 16).

Для чего же существует вера в Бога? Вера в Бога является исправлением ошибки неверия наших праотцов. С того момента, когда Адам поверил слову диавола, сказавшего ему: «Вы не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (ср.: Быт. 3: 4–5), – Адам начал верить лжи, а не правде. Необходимо было прийти Христу, чтобы спасти нас от этого неверия в Бога, в Его слово посредством веры в Него. Христос исправил неверие Адама. Поэтому верующий во Христа спасается. Никто не может спастись без веры во Христа.

Соблюдение заповедей избавляет душу от уныния[1]

Как избавиться от состояния лености, тоски, которое часто овладевает нами?

– Так, как говорит Спаситель Христос в Своем Евангелии: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12). Это усилие должно быть направлено на три вещи: на молитву, на исполнение заповедей Церкви и Причащение Христовых Таинств. Молитва дает душе силу, а из Святых Таинств самыми важными являются Исповедь и Причащение Тела Христова.

Многие приходили ко мне, чтобы спросить: «Как уберечь себя от греха, живя в миру?» – и я им отвечал: «Три вещи вам нужно исполнять: частую исповедь, Причащение Христовых Таин и исследование, изучение Священных Писаний». Это в сочетании с молитвой и соблюдением церковных правил приводит к тому, чтобы искушения не прикасались к человеку. Они, даже если придут, не могут его ударить, а бессильно падают к его ногам, потому что при исповедании грехов всегда присутствует смирение – смирение, которое притягивает благодать.

Кто думает, что ему не нужен духовник, тот эгоист. Исключение составляли святые, достигшие высокой духовной меры: преподобные Онуфрий, Петр Афонский. Они намного превосходили обычный уровень. А преподобная Мария Египетская, напротив, нуждалась в Исповеди и Причастии, пусть и всего один раз. И хотя на ней почивала благодать Божия, и она, когда молилась, на локоть поднималась над землей, и Иордан могла переходить яко посуху, но она всё же нуждалась в этом последнем запечатлении своей жизни.

Сомнение делает нас не годными ни на что

– Если на ум тебе приходят помыслы сомнения, чтобы разрушить то, что ты хочешь сделать, как понять, хороши ли эти помыслы или приходят от лукавого?

– В душе человека на пути к Богу происходят изменения. Помыслы ставят под сомнение эти изменения, и происходит их блокировка.

– Речь идет о сомнении в вере?

– Необязательно, но помыслы будут говорить тебе, будто ты идешь не в том направлении. Когда диавол вносит в твою душу тревогу, он радуется, что смог с тобой что-то сделать. Святой Иоанн Богослов говорит, что, когда мы исполняем слово Божие, совесть свидетельствует нам, что мы на добром пути (см.: 1 Ин. 2: 5). А сомнение, закравшись однажды, делает нас теплохладными, пресекает в нас рвение; делает нас не годным ни на что.

Нам надо каждый день молиться, чтобы Бог дал нам сил исполнять Его заповеди. Всё хорошее, что приходит в нашу душу, – это от Бога. Это действие не человека, а Его. Когда Адам и Ева согрешили, они увидели, что наги. «Кто вам сказал, что вы наги?» – спросил их Бог (ср.: Быт. 3: 11). Отсутствие благодати дало о себе знать. Так происходит со всеми. Когда благодать уходит, человек перестает хорошо чувствовать себя. А когда он вкусит благодати, а потом потеряет ее, его состояние бывает хуже, чем до принятия благодати.

– Но мы почти не ощущаем благодать. Мы грешны…

– Благодать сходит в человека по мере его веры и того рвения в исполнении заповедей Божиих, которое у него есть.   

Благодать сходит в человека по мере его веры и того рвения в исполнении заповедей Божиих, которое у него есть

Вот, перед нами пример старца Иосифа Исихаста. Он всю жизнь старался стяжать благодать. Много боролся, чтобы получить этот дар. Когда мы так просим благодати от Бога, как он, мы ее получаем.

Какое же влияние оказывают на человека действия лукавого?

– Это зависит от того, какова жизнь человека. Если человек проводит жизнь чистую, соблюдая заповеди Божии и причащаясь Христовых Таин, лукавый не может прикоснуться к нему. Если же, напротив, у него есть грехопадения или он теплохладен в вере, действие лукавого влияет на душу человека. Но духовного человека это действие демонических духов тоже беспокоит. При всем том лукавый не может пересилить благих устремлений верующего человека.

Недавно ко мне пришел один юноша. До этого, придя ко мне, он рассказывал, что на него колдовала одна подруга, чтобы он на ней женился. Я сказал ему, что, если он будет исповедоваться и держаться пути Церкви, злой дух не сможет тут победить. И вот мы спустя год снова встретились. Он сказал, что почувствовал: когда он следует этому духовному правилу – молитва, Исповедь, Причастие, – искушения, хоть и приходят, не могут изменить его душевного настроя. Сила Божия, рождающаяся в его душе, покрывает его и помогает ему выстоять перед страстями.

Невидимая брань помыслов

Как избавиться от нечистых помыслов, внезапно атакующих наш ум? Исполнять какую-нибудь епитимию, чтобы они больше не появлялись?  

Злой помысл надо вовремя встречать. Иначе малая искра воспламенит целый лес

– Когда мы не знаем, от Бога ли что-то или от лукавого, надо сотворить молитву ко Христу, чтобы это смятение убежало от нас. Скажем: «Отгони, Господи, от ума моего это вражье дело!» А когда мы без сомнения знаем, что это греховные помыслы, не надо придавать им значения. Старец Паисий Святогорец говорил об этом следующее: «Злые помыслы подобны самолетам, которые ищут аэродромов. Они летают, но приземляться не должны»[2]. Как сорное семя, если не дать ему упасть на землю своей души, оно не может принести плода. А если ему удалось прорасти, да ты еще и подливаешь ему водички, тогда оно начинает пускать корни.

То же самое и с помыслами в нашем уме. Если мы их лелеем, они получают силу над душой и направляют наше существо в свою сторону. Так рождается грех. Поэтому злой помысл надо вовремя встречать. Иначе малая искра воспламенит целый лес.

Это уму непостижимо, до какой степени мы, христиане, можем искушаться страстями и злыми помыслами. Мы получаем в наследие падшее естество первозданных людей, и поэтому нам бывает так тяжело в борьбе.


Молитвой можно стяжать чистый помысл

Как остеречься от того, чтобы осуждать других?

– Будем держаться слова Господа, которое гласит: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7: 1). Всегда знайте: когда видишь, что кто-то кого-то осуждает в разговоре с тобой, подумай о том, что он так же будет осуждать и тебя, своего друга, перед другими людьми. Поэтому, когда какой-нибудь человек судит кого-то, не надо в этом участвовать.

Как научиться смотреть на каждого человека как на своего брата, как на Христа?

– Осуждение бывает двух видов: одно внешнее, которое совершается словесно, и другое сокрытое, которое только ощущается в душе. По моему разумению, только молитвой можно стяжать чистый помысл. Непрестанное осуждение самого себя, или самокритика, может сделать так, чтобы мы иначе стали смотреть на окружающих, потому что глаза нам даны для того, чтобы видеть не только страсти, но и немощи своего ближнего.

Если бы в человеке была любовь, он достиг бы того, чтобы смотреть на другого так, как смотрит на Самого Бога. Но существует определенная тонкая страсть, ревность, которая препятствует правильному зрению. Святой Павел говорит: когда мы видим ближнего в добродетели, надо радоваться, потому что мы члены одного тела. Если же, напротив, видим что-нибудь плохое, будем печалиться, а не осуждать другого, потому что так мы раним самих себя (см.: 1 Кор. 12). Но только у нас нет сознания того, что мы братия и члены одного тела. Нам не больно, мы не страдаем болью другого.

– Каковы искушения человека, подвизающегося в уединении?

– По своему малому-малому опыту могу сказать вам, что брань помыслов, приходящих от диавола, тяжелее всего. Все отцы пустыни всю жизнь остерегались искушений справа. Как монах, ты прекрасно знаешь, что в искушения слева (курение, пьянство, блуд) тебе не так-то легко впасть, потому что аскеза, которой ты занимаешься, не позволяет тебе этого. Ну а те, что справа, могут взять над тобой верх, если ты невнимателен. Они подобны крючку на удочке. Когда он в тебя вцепится, его уже трудно вытащить.

Послушание сводит в душу благодать Божию

Я слышал об одном случае, произошедшем 70 лет назад. Один монах, узнав, что его давнишняя знакомая впала в грех блуда, так что оказалась в публичном доме в Афинах, вздумал пойти поговорить с ней, полагая, что сможет обратить ее от заблуждения. Прежде чем осуществить задуманное, пошел он испросить совета у одного маститого старца, преподобного Иеронима Эгинского. Старец принял его и дал следующий совет: «Не ходи в Афины! Твори сугубую молитву о ней, но на расстоянии. Неполезно тебе туда ходить. Не приближайся к ней!» На эти слова монах ответил: «Я знаю ее еще с тех пор, как она была ребенком. Не думаю, что может случиться что-нибудь плохое. У меня хватит сил победить грех». Старец Иероним, однако, настаивал: «Можешь выполнять за нее любую епитимию, какую угодно суровую, месяцами, годами, но только не ходи! А Бог, за твою любовь, даст ей шанс на покаяние, на обращение. Буди благословен!»

«Выполняй за нее любую епитимию, какую угодно суровую, – только не ходи к ней!» – сказал старец. Но монах пошел…

Монах взял благословение и ушел. Добрался он до Афин и, боримый помыслами, искушался увидеть ее. Говорил себе в душе: «Не может произойти ничего плохого». Увидевшись, они с девицей стали обсуждать вопросы, связанные с верой. Она сказала ему, что знает заповеди Церкви. В конце концов не предвиденное им произошло. Они впали в грех.

Вернувшись с позором к Эгинскому духовнику, монах получил страшную епитимию: 10 лет запрещения в Причастии. Старец Иероним сказал ему: «Пять лет за непослушание слову духовника и пять за блуд». Много слез пролил человек тот и весь свой век, до самого конца жизни провел в глубоком покаянии.

Что я хочу этим сказать? Нам необходимо огромное внимание, потому что диавол борет отшельника прежде всего на уровне помыслов. Сначала ты и понятия не имеешь, в каком направлении может завести тебя подобный помысл, какое искушение может в себе скрывать. Послушание – величайшее дело, а непослушание – это самонадеянность и эгоизм. Самонадеянность отгоняет благодать. Когда не советуешься ни с кем и противишься слову или помыслу Божию, приходящему или через человека, или через Писание, ты заплатишь за это падением.

После того, как благодать Божия привела этого монаха к старцу Иерониму и открыла ему волю Божию о нем, диавол все равно искусил его, и он пал. Монах не послушал духовника и лишился благодати и чистоты души.

Каково духовное состояние верующих в Греции?

– К сожалению, у нас очень немногие из всего населения Греции исповедуются. Бывает, что на Пасху и Рождество многие подходят причащаться без исповеди. Они говорят: «Я христианин, я должен принимать Тело Христово». И не отдают себе отчета, что к этому необходимо готовиться.

Что должен ответить священник человеку, который приходит на исповедь с очень тяжелыми грехами?

– У священника есть «Пидалион». Так что он должен судить по канонам. Хоть сегодня и невозможно давать те епитимии, которые были установлены когда-то, такой человек не должен уходить от священника без епитимии. Когда видишь, что он сильно раскаивается, ты облегчаешь епитимию, а если покаяния нет в душе человека, можешь дать ему епитимию по мере святых отцов.

Я знаю одного батюшку, который давал епитимии строго по Уставу Церкви. Блуд у него наказывался запрещением в Причастии на 6–8 лет, за колдовство давал 20 лет, поскольку это соработничество с диаволом, и так далее. И очень многие считали его сумасшедшим. И вот, донесли на него епископу. Иерарх исследовал его дело и сказал ему: «Я слышал, что ты тяжел как топор!» А священник отвечал: «Я не даю людям епитимий даже вполовину того, что дают святые отцы. А если кто написал жалобу, вызовите донесшего на меня. Я приму суд Церкви».

И пришла к епископу одна женщина, и он сказал ей: «Я дал этому священнику власть прощать. Скажи же мне, что ты такого сделала и на что жалуешься, а я, во имя Христа, отпущу тебе соделанные грехи». Когда женщина исповедовалась перед иерархом, епископ с укоризной ответил ей: «По-моему, тебе следовало бы исполнять втрое большую епитимию, чем та, которую ты получила у священника!» Женщина ушла пристыженная и поспешила к этому духовнику, со слезами прося у него прощения и говоря, что это злые люди убедили ее подать на него жалобу.


Вопросы монаху Власию Виглиоту
задавал священник Георгиан Пэуною
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Ziarul Lumina




[1] Букв.: от акедии.

[2] См.: Паисий Святогорец, старец. Слова. Т. 3. Гл. 3.

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.