Монастырь получил начальное основание в половине 1893 года по благословению Преосвященного Григория – Епископа Туркестанского и Ташкентского, на пожертвованном от полковника Григория Ионовича Ионова участке земли в размере трех десятин и 450 квадратных саженей.

В день Преполовения Великого Поста, 21 апреля 1893, года впервые в городе Ташкенте был совершен крестный ход от Спасо-Преображенского Собора, который направился по Куйлюкскому шоссе, где Владыка Григорий освятил земельный участок под предполагаемую к учреждению иноческую женскую общину.

17 мая 1893 года, в Духов День, Преосвященный Григорий (Полетаев) освятил закладку зданий предназначаемых под церковь и келии.

В 1984 году в день Покрова Божией Матери происходило освящение выстроенного для обители здания. Оно состояло из келий для сестер и церкви, которая в дальнейшем служила храмом Божиим не только для сестер общины, но и для прихожан.

Все прибывавшие внимательно были встречаемы первой настоятельницей – матерью Феодосией, несколько ранее прибывшей из одного женского монастыря Европейской России. В общине на тот момент было до двадцати сестер. Дальнейшие сведения о первой настоятельнице монахине Феодосии не сохранились.

Священный Синод постановил утвердить близ города Ташкента на участке земли, находящемся в местности аула Карабат, Ниязбекской волости, Ташкентского уезда, женскую общину, с наименованием Николаевскою. Высочайшее соизволение на утверждение общины с наименованием «Николавскою» последовало 25 ноября 1894 года. 6 декабря (19 декабря н.ст.) установлен ее престольный праздник.

В 1896 году приобретен на средства общины участок земли в размере 4 десятин и 180 квадратных саженей.

Второй настоятельницей Николаевской иноческой женской общины стала инокиня Каллиста, в миру Капитолина Тимофеевна Барсова, вдова настоятеля Старорусского Свято-Духовского собора (Новгородской епархии) протоиерея Ф.Барсова. Она в 1887 году, по смерти мужа, предприняла паломничество ко святым местам Палестины, после которого поступила в число сестер Тихвинского женского монастыря. Здесь сестра Капитолина прожила около семи лет, до времени своего назначения на должность начальницы Ташкентской Николаевской женской общины.

5 марта 1897 года перед своим отъездом из Тихвинского монастыря на место своей новой службы Господу сестра Капитолина была пострижена в малую схиму с именем Каллиста. Новая настоятельница привезла с собою в дар общине икону – список с Тихвинского чудотворного образа Богоматери. 19 июня 1897 года состоялось торжественное перенесение этой иконы из Ташкента в общину.

Прибыв в общину 17 июня 1897 года, инокиня Каллиста в возрасте свыше шестидесяти лет с духовною бодростью принялась за её устроение и усовершенствование. Сама она лично всем руководила, - в церкви, следя за порядком совершения утренних и вечерних «правил» по монастырскому уставу, - вне церкви, надзирая за ведением монастырского хозяйства, и даже на монастырском огороде, где она помогала сестрам нести их «послушание». Но не долго пришлось потрудиться ей на пользу общины – всего лишь около пяти месяцев, но и в это короткое время она сделала многое. Наперед предполагая в общине материальные трудности, инокиня Каллиста, не щадя своих старческих сил, решилась в Петербурге собирать пожертвования и, вместе со своею помощницею – инокинею Людмилою, в течение одного месяца собрала шестьсот рублей. Но тяжкая непрерывная деятельность не по силам была старице Каллисте. Местная лихорадка и паралич сердца в три дня свели ее в могилу. 15 июля 1897 года её не стало.

Погребена была инокиня Калиста в юго-западном углу церкви.

Третьей настоятельницей Свято-Николаевской общины была назначена благочинная Казанского женского монастыря города Троицка монахиня Евсевия в возрасте 71 года. 3 августа 1897 года она прибыла в город Ташкент и вступила в управление общиной. С ней приехали две инокини, из которых одна владела золотошвейным искусством, а другая писала иконы.

В 1897 году по благословению Преосвященного Никона, Епископа Туркестанского и Ташкентского, на средства от Священного Синода и жены полковника - М.Ф. Ионовой, началось строительство второго корпуса для сестёр и дома для монастырского Притча.

В 1899 году с благословения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Аркадия, Епископа Туркестанского и Ташкентского начата и в 1900 году окончена постройка монастырской кухни, на средства Надежды Андреевны Сахаровой.

В 1900 году дворянкой Надеждой Александровной Искандер пожертвована в дар монастырю земля в количестве 2,5 десятины, смежная с участком монастыря. Часть свободной от построек земли занята огородом, фруктовыми деревьями и строевым лесом, часть под клевер и часть отведена под кладбище.

22 июня 1901 года при ташкентской иноческой общине была открыта церковно-приходская школа. Число сестер возросло до 62 насельниц.

6 октября 1901 года по определению Священного Синода Ташкентская Николаевская община переименована во Свято-Николаевский женский монастырь г.Ташкента.

По указу Священного Синода от 11 октября 1901 года за № 6917 Преосвященнейшим Аркадием настоятельница монахиня Евсевия возведена в сан игумении.

При монастыре выполнялись различные послушания: хлебопашество, скотоводство, садоводство, пчеловодство, живопись, ткачество, рукоделие, вышивка золотом и шелком.

Игумения Евсевия управляла монастырем до 1907 года и по преклонности лет и упадку сил попросила об удалении на покой. Согласно ходатайству Его Преосвященства Димитрия, по Указу Священного Синода № 500 от 16 января 1907 года игумения Евсевия была освобождена от должности настоятельницы Свято-Николаевского женского монастыря. Больная игумения Евсевия отправилась на покой в Казанский женский монастырь г.Троицка, где закончились дни её земной жизни.

Четвертой настоятельницей Свято-Николаевского женского монастыря назначена казначея монастыря монахиня Лидия – в миру Варвара Захаровна Нагорная, мещанка, вдова, насельница монастыря с 1 октября 1893 года, пострижена в монашество 14 ноября 1903 года.

22 декабря 1908 года Указом Священного Синода №16535 монахиня Лидия утверждена в должности настоятельницы монастыря. 05.07.1909 года возведена в сан Игумении монастыря. 21.06.1911 года награждена наперсным крестом от Священного Синода.

21 октября 1911 года обитель посещал Великий Князь Константин Константинович Романов.

В 1911 году 19 ноября Преосвященнейший Димитрий (Абашидзе), Епископ Туркестанский и Ташкентский привез в дар свято-Николаевской обители из Киева величайшие святыни: икону святителя Василия Великого с частицею его мощей и небольшую копию чудотворной Киево-Печерской иконы Успение Пресвятой Богородицы с частицами мощей угодников Божиих и ещё несколько частиц святых мощей.

Ташкентский Свято-Николаевский женский монастырь к 1917 году жил активной подвижнической жизнью. Здесь подвязалось более 120 насельниц. Но начались страшные богоборческие времена. В 1918 году игумения Лидия была арестована, несколько лет пробыла в заключении в Соловецком каторжном лагере, а затем была сослана в Ашхабад.

В период 1918-1920 годы обитель оставалась без настоятельницы. В 1920 году Свято-Николаевский женский монастырь, как и другие храмы города Ташкента, был закрыт. По возвращению из заключения игумения Лидия нашла приют в доме одной из своих духовных дочерей, медсестры Матроны Леденёвой. Там, в отдельной комнатке-келье игумения Лидия молитвенно подвизалась в строгом затворе до самой мирной кончины в 1936 году. На похороны матушки - игумении собралось несколько тысяч православных ташкентцев, отпевание совершил выдающийся иерарх Русской Церкви, митрополит Арсений (Стадницкий). Игумения Лидия погребена на Ташкентском Боткинском кладбище под фамилией своей духовной дочери (Леденёва).

Продолжение следует...

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.