О какой справедливости говорят, когда ее требуют? Справедлив ли Господь с нами? И должен ли христианин настаивать на справедливости или следовать иному принципу? Рассуждает протоиерей Олег Стеняев.

В современном обществе люди часто говорят о справедливости. И, прежде всего, они требуют справедливости по отношению к себе самому. Но давайте задумаемся: хотим ли мы, чтобы Бог относился к нам по справедливости?

Справедливость – это категория правосудности, а правосудность требует наказания – наказания согрешившего. Перед лицом Божиих заповедей все виновны, нет ни одного, кто бы исполнил Закон Божий. Как сказано и апостолом Павлом: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3: 10–12). Так какой же справедливости ищут люди, о какой справедливости они говорят? Они имеют в виду справедливость только для себя. Не правосудность Бога, а человеческое представление о справедливом или несправедливом отношении к нему, то есть, самому человеку.

Мы, христиане, понимаем, что, если бы нашим судиею и обвинителем был только Закон Божий и только Закон Божий по справедливости выносил окончательное решение, то, так как все мы согрешили, все и оказались бы под наказанием. И потому в Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Но если по благодати, то не по делам (то есть не по справедливости. – прот. О.С.); иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам (то есть по справедливости. – прот. О.С.), то это уже не благодать (уже не милость. – прот. О.С.); иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11: 6).

 


Христос и грешница. 2011. Миронов Андрей Николаевич



Мы должны выстраивать отношения с другими людьми, не отталкиваясь от своего понимания справедливости, а если мы от Бога ожидаем милости, прощения и благодати, то и мы должны быть прощающими, милостивыми и благодатными по отношению к другим людям, ибо мера того, как мы относимся к другим людям, может оказаться мерой того, как Бог отнесется к нам.

    Если бы Бог поступал по справедливости, Божественная правосудность коснулась бы карающей рукой каждого



У некоторых людей есть обостренное чувство справедливости, особенно если дело касается социальных вопросов (преимуществ плоти), и они требуют, требуют, требуют… А всегда ли мы требуем то, что мы действительно заслужили? То, что мы реально заработали?

«…Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4: 7).

«Так хвалящиеся люди полагают, что они оправдываются своими собственными силами, а потому хвалятся собой, а не Господом» (Августин Иппонский, Послания, 22).

А обвиняя другого и настаивая на справедливости наказания, относимся ли мы так же строго и требовательно к себе? Воистину, если бы Бог поступал по справедливости в этом мире, то никто не смог бы выжить в нем – Божественная правосудность коснулась бы каждого карающей рукой. И мы читаем в Евангелии: «Закон дан чрез Моисея, благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). В нашем Боге милость превозносится над судом, то есть над правосудностью и справедливостью. Поэтому всякий раз, когда мы требуем справедливости, всякий раз, когда мы требуем, чтобы наши права были восстановлены в полном объеме, давайте осознаем, что в этом мире справедлив только один – это Бог. Но Он не выстраивает отношения с нами по принципу правосудности, понимая, что без благодати мы не имеем надежды на спасение и на Божие прощение.

  Бог творит человека в милосердии



В Библии есть два основных имени Создателя: в славяно-русской Библии это имя «Бог» и имя «Господь». Имя «Бог» выражает меру божественной правосудности, и мир творится на основах правосудности, мир природы. Другое имя Создателя – «Господь» – означает меру Божественного милосердия. Когда появляется это имя Творца в Библии? Когда говорится уже более подробно о сотворении человека, во 2-й главе Книги Бытия. То есть Бог, творя человека, который наделен свободной волей и может использовать ее не по назначению, творит его не только на основах правосудия, справедливости («Бог»), но и на основе милосердия («Господь»).

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). – Здесь мы видим божественное Милосердие («Господь») и Справедливость («Бог») – уравновешенными.

Требуя справедливости от других людей, требуя для себя каких-то привилегий, давайте вспомним и о других людях, которые, может быть, именно по справедливости имеют больше оснований требовать то, что так настойчиво требуем мы только для себя. Поистине, как сказано, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5).

«Боюсь, чтобы при умерщвлении дел плоти ты не слишком полагался на свой дух, и не погиб вследствие гордыни, и не испытывал противление [Бога] себе, гордому, и чтобы тебе, несмиренному, не было отказано в благодати: ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Августин Иппонский, Проповеди, 156).

Иногда лучше, может быть, не считаться со своим видением справедливости – только для себя и во имя себя, а проявлять благость, прощение и терпение, совершать свой апостолат, идя по узкому и тернистому пути христианина. А широкий, пространный путь, по которому идут многие, со своим пониманием прав человека, принципов справедливости, – это взаимоисключающие представления о правах, о справедливости, о честности, когда каждый защищает права только одного человека – самого себя.

И святые отцы поучают нас, что подлинно духовным человеком является только тот, кто может проявить жертвенное начало. Кто, не считаясь со своими какими-то личными выгодами, со своим личным, субъективным представлением о справедливости, будет взыскивать правду Божию и наслаждаться Его благодатью (то есть, незаслуженной милостью).

«Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога, милующего» (Рим. 9: 16).

Проявляя милосердие к каждому смертному (1 Тим. 2: 4), , Господь дает прикасаться к милости и состраданию в этой жизни и нам, когда и в этом мы уподобляемся Ему.

Протоиерей Олег Стеняев

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.