Твой монастырь за облаками
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный над горами
Далекий вожделенный брег!
Туда б, сказав «прости» ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне
А.С. Пушкин



Монахами – «одинокими» - называют людей, оставивших «мир» с его страстями и неправдой во имя обретения чистоты и силы духа, во имя самозабвенного и смиренного служения Богу. Родиной монашества называют Египет, а отцом монашества преподобного Антония Великого, который создал монашество отшельническое, состоявшее в том, что монахи жили отдельно друг от друга в хижине или пещере, предаваясь посту, молитве и трудам.


Еще при жизни Антония Великого появился второй род иноческой жизни, когда подвижники собирались вместе и трудились на общую пользу, подчиняясь одному уставу и одному наставнику. Первый основатель такой обители - Пахомий Великий. Именно преподобному Пахомию Великому явился однажды архангел Гавриил в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Был он в черных одеждах, с покрытой головой, что олицетворяло «уход» от всего мирского и знаменовало готовность монаха разделить страдания Христа на кресте. И именно с тех пор черный цвет строгих одежд монахов символизирует отречение от всего бренного и суетного.


Монашество, однако, под силу далеко не каждому, ибо вступая на этот путь, «призванных Богом» необходимо отказаться от всех земных интересов и дать строгие обеты: обет послушания (полного подчинения воли своего духовного наставника), обет нестяжания (отказ от своего имущества и даже от своего прежнего мирского имени), обет мученичества (самоотречения, жизни вдали от земных наслаждений, среди трудов и лишений).


Отвергая комфорт, монахи – «семейство Божие» - несут стражбу Божию, стремясь к обретению духовной силы, монахи совершают величайший подвиг служению миру, молясь за весь род человеческий и предстательствуя за него перед Богом.


В 1893 году по инициативе Преосвященного Григория, епископа Туркестанского и Ташкентского, возникла близ Ташкента у селения Успенского (Куйлюка), женская община на пожертвование для этой цели полковником Григорием Ивановичем Ионовым участка земли в 3 десятины 450 кв.сажен с постройками и насаждениями. Затем была построена домовая церковь во имя святителя Николая Чудотворца и освящена 15 февраля 1894 года.


Также были пожертвования от разных лиц деньгами и вещами и недвижимым имуществом


Указом Священного Синода от 19 сентября 1901 года за №6917 община переименована в женский Свято-Никольский общежительный монастырь.
Первая настоятельница – инокиня Каллиста (Барсова), постриженица Тихвинского женского монастыря Новгородской епархии. Немного пришлось потрудиться инокине Каллисте на пользу общине – всего лишь пять месяцев, но в это короткое время она сделала многое. Привезла с собой в дар монастырю икону – копию с Тихвинского Чудотворного образа Богоматери.


После смерти инокини Каллисты в 1894 году настоятельницей назначена благочинная Казанского монастыря г. Троицка Челябинской области монахиня Евсевия.
Число сестер возросло до 50. Необходимо было строить новые корпуса. В 1907 году по преклонности лет монахиня Евсевия освобождена от должности настоятельницы, а назначена казначея этого монастыря – монахиня Лидия.


Монастырь имел свои земли: 30 десятин под хлебом; под клевером 14 десятин; сад 4 десятины; огород 4 десятины; скот – 30 коров; лошадей – 10; рабочих волов – 12.
Молочное хозяйство дохода не приносило. Средства на содержание монастыря составлялись от пожертвований благотворителей, чтения псалтири, рукоделия (шитье священнических облачений).


Обитель посещал Великий князь Константин Константинович Романов.


27 ноября 1911 года Его Преосвященство Преосвященнейший Димитрий (Абашидзе), епископ Туркестанский и Ташкентский, крестным ходом после литургии в железнодорожной церкви принес в женский монастырь икону святителя Василия Великого с частицей святых мощей и икону Успения Пресвятой Богородицы в дар и благословение Его Преосвященства.


Свято-Никольский женский монастырь находился в восьми верстах от Ташкента на реке Чирчик на Куйлюке. Грандиозность корпусов, зданий, церкви. Красиво, уютно... Сады, огороды, ни один участок земли здесь не пропадал даром. Число сестер более ста.
Монастырь разрушен в середине 20-х годов ХХ века. Но люди принимали тайный постриг, жили в своих квартирах, работали на производстве, но исполняли правила монашеской жизни, ожидая, когда можно будет свободно ступить под своды обители.


Такой постриг приняла матушка Мария. Когда архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир принял решение возродить Свято-Никольский женский монастырь на территории церкви Святой Троицы, три монахини и четыре послушницы, видевшие монастыри в паломнических поездках и по телевизору, принялись за работу. Выделен участок земли в поселке городского типа Солдатское для подворья: огороды, куры – сестры несли послушания чередой.
В 1995 году по указу Святейшего Патриарха Алексия II в возрожденную обитель была назначена настоятельница игуменья Любовь (Якушкина).
Монах не бывает без труда и молитвы. Много полезных дел для создания монастыря совершила игуменья Любовь. Монастырь обзавелся новыми землями, окреп, помолодел, был открыт детский приют. Построили новый храм на месте старого, возвели новый иконостас, монашеские кельи, оборудовали хозяйственные помещения и вырастили сады.


В стенах святых обителей люди ищут разное: одни – спасение, другие – чудес, третьи – гармонии Божиего Промысла и человеческого таланта, находя утешение, очищение от грехов.
Святой Николай, в честь которого освящен монастырь, пользуется особой народной любовью за бескорыстное служение и помощь простым людям.
Недалеко от центра города Ташкента, в стороне от городского шума и мирской суеты раскинулся монастырский комплекс. В центре монастырской ограды находится храм. Переступая порог храма, верующие попадают под защиту и покровительство не одного святого, а сразу многих.


Красивые фрески покрывают все внутреннее пространство церкви. Дополняет внутреннее убранство икона Божией Матери «Тихвинская», которая вернулась в монастырь в апреле 2014 года как знак милости и покровительства Божией Матери. Смиренный тихий лик Божией Матери и Богомладенца, один на один со своим предназначением, их неотвратимой судьбой, сможет принести гармонию и умиротворение в такой сложный, неспокойный мир.
Икона святителя Николая – нарядная, радостная. Святой в красочном архиерейском облачении приветствует и благословляет всех, пришедших к нему за помощью.


Обращаясь за помощью к образу священномученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей, человек получает исцеление от душевных и телесных ран. Святой Пантелеимон словно зовет: «Если у тебя болит душа и тело, подойди ко мне с верою и любовию, я дам для тебя доброго снадобия».
Икона Блаженной Матроны Московской с частицей мощей. Святая слышит все наши просьбы и помогает нам.
Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Батюшка Серафим с любовью наставляет и укрепляет в вере: «Радость моя, Христос Воскресе!»
При входе в храм – двухэтажные строения. Вокруг раскинулся монастырский парк, ухоженный газонами, оранжереями роз, уютными беседками, березками – тихо, спокойно, уютно. Монахи украшают, обустраивают свою маленькую вселенную, отдавая дань чистой любви Богоматери.


Ежедневно мелодичный звук колоколов созывает верующих на молитву, где помогут обрести верный путь, освятить души и сердца людей.
Проходят столетия, пробегают дни и часы, одни поколения сменяются другими, а монастырь святителя Николая все также радушно встречает всех верующих в победу добра.


Женские монастыри… Они такие разные, но в чем-то главном они так похожи! Этим главным является вера и смиренное служение великому делу, к которому призвал монахинь Господь. И какие бы бури ни бушевали в мире, монастыри будут стоять непоколебимо, указывая дорогу духовного подвига через послушание и молитву.

 


Любящие молиться идут на служение к Богу



И мы рады, что есть такие люди в нашей современной жизни, которые думают о вечности больше, чем о земном, вечном блаженстве, чем о временных радостях и утешениях. Думают о Боге больше, чем о своих потребностях. Они исполняют то, о чем говорил Господь наш Иисус Христос в Евангелии, призывая нас к тому, чтобы мы возлюбили Господа Бога всем сердцем своим, всем разумением своим, всею крепостью своею. В Евангелии от Луки Господь говорит о том, что кто любит отца или матерь, или ближнего своего, или все земное, которое вокруг нас, больше, чем Его, «тот не достоин Меня».


Чтобы нести это достоинство и благоволение Божие к нам, то мы должны достигнуть такого совершенства в своей жизни, чтобы ничто земное нас не притягивало, не связывало, не удовлетворяло, не радовало, а только одно было в нашем уме и сердце - Небесное, вечное, неприходящее.
И вот к этому совершенству пришли сестры нашего монастыря. Мы рады, что они приняли на себя такой подвиг, и мы будем молиться Богу, чтобы Господь укреплял их в этом делании, ибо они облеклись во всеоружие Божие.


За два года моего пребывания в г.Ташкенте постриг приняли:
- 6 схимонахинь;
- 6 мантийных монахинь;
- 2 инокини;
- Облачены в послушнический подрясник три послушницы.


Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий большое внимание уделяет духовной жизни монастыря: не менее одного раза в месяц служит в монастыре. Сестры монастыря бывают на архиерейском богослужении в кафедральном соборе, участвуют в паломнических поездках в Екатеринбург, Италию, Иерусалим, Византию.


В наши дни монахи, будучи неспособны к подвигам древних иноков, но подражая в самой сути монашеской жизни – в сердечном послушании, могут стяжать дух, какой царил в древних монастырях. Насколько человек предаёт себя в послушание, настолько в нём, в его душе и теле, во всём его существе живет Благодать Святаго Духа. Апостол Павел говорит: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живёт в вас?».


Нашему монастырю более 100 лет. Ежедневно проходят богослужения в монастырском храме Святой Троицы. С 1995 года не прекращается чтение неусыпаемой псалтири. Хотя мы находимся в городе, у нас более 50 соток земли находится под огородом, клевером. На более чем 20 сотках растут ореховые деревья, яблони, слива, хурма, гранат, виноград.


На подворье под городом Чирчик – подсобное хозяйство: коровы, куры, утки, гуси, индюки, кролики. Выращиваем огурцы, помидоры, перец, баклажаны, кукурузу. А в этом году, на праздник Преображения Господня, появилась еще и рыба.


Монастырь живет от пожертвований за молитвы сестер. Каждая сестра, помимо чреды своих послушаний, чтения псалтири, келейно читает акафист, какой ей благословлён. Молитва освящает всю внутреннюю жизнь монаха, даёт силы. Особо хочется отметить: наш монастырь – это «островок» тишины и спокойствия в столице Узбекистана, от чего особенная ответственность, радость и благодать.


Спаси нас и вас, Господи! Господь нас спасает, а не мы спасаемся. Благодарим Господа, что взял нас за руку и повел нас сюда, в наш укромный тихий монастырь. Монашеская жизнь трудная, - но самая чистая, прекрасная, радостная – это мало кому известно.

 

«Не бойся, малое мое стадо! Яко изволи Бог даровати вам – не богатство и наслаждение, а Царство. И приведутся Царю девы в след Её - Царицы Небесной».




Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.