Монастырь получил начальное основание в половине 1893 года по благословению Преосвященного Григория – Епископа Туркестанского и Ташкентского, на пожертвованном от полковника Григория Ионовича Ионова участке земли в размере трех десятин и 450 квадратных саженей.
В день Преполовения Великого Поста, 21 апреля 1893, года впервые в городе Ташкенте был совершен крестный ход от Спасо-Преображенского Собора, который направился по Куйлюкскому шоссе, где Владыка Григорий освятил земельный участок под предполагаемую к учреждению иноческую женскую общину.
17 мая 1893 года, в Духов День, Преосвященный Григорий (Полетаев) освятил закладку зданий предназначаемых под церковь и келии.
В 1984 году в день Покрова Божией Матери происходило освящение выстроенного для обители здания. Оно состояло из келий для сестер и церкви, которая в дальнейшем служила храмом Божиим не только для сестер общины, но и для прихожан.
Все прибывавшие внимательно были встречаемы первой настоятельницей – матерью Феодосией, несколько ранее прибывшей из одного женского монастыря Европейской России. В общине на тот момент было до двадцати сестер. Дальнейшие сведения о первой настоятельнице монахине Феодосии не сохранились.
Священный Синод постановил утвердить близ города Ташкента на участке земли, находящемся в местности аула Карабат, Ниязбекской волости, Ташкентского уезда, женскую общину, с наименованием Николаевскою. Высочайшее соизволение на утверждение общины с наименованием «Николавскою» последовало 25 ноября 1894 года. 6 декабря (19 декабря н.ст.) установлен ее престольный праздник.
В 1896 году приобретен на средства общины участок земли в размере 4 десятин и 180 квадратных саженей.
Второй настоятельницей Николаевской иноческой женской общины стала инокиня Каллиста, в миру Капитолина Тимофеевна Барсова, вдова настоятеля Старорусского Свято-Духовского собора (Новгородской епархии) протоиерея Ф.Барсова. Она в 1887 году, по смерти мужа, предприняла паломничество ко святым местам Палестины, после которого поступила в число сестер Тихвинского женского монастыря. Здесь сестра Капитолина прожила около семи лет, до времени своего назначения на должность начальницы Ташкентской Николаевской женской общины.
5 марта 1897 года перед своим отъездом из Тихвинского монастыря на место своей новой службы Господу сестра Капитолина была пострижена в малую схиму с именем Каллиста. Новая настоятельница привезла с собою в дар общине икону – список с Тихвинского чудотворного образа Богоматери. 19 июня 1897 года состоялось торжественное перенесение этой иконы из Ташкента в общину.
Прибыв в общину 17 июня 1897 года, инокиня Каллиста в возрасте свыше шестидесяти лет с духовною бодростью принялась за её устроение и усовершенствование. Сама она лично всем руководила, - в церкви, следя за порядком совершения утренних и вечерних «правил» по монастырскому уставу, - вне церкви, надзирая за ведением монастырского хозяйства, и даже на монастырском огороде, где она помогала сестрам нести их «послушание». Но не долго пришлось потрудиться ей на пользу общины – всего лишь около пяти месяцев, но и в это короткое время она сделала многое. Наперед предполагая в общине материальные трудности, инокиня Каллиста, не щадя своих старческих сил, решилась в Петербурге собирать пожертвования и, вместе со своею помощницею – инокинею Людмилою, в течение одного месяца собрала шестьсот рублей. Но тяжкая непрерывная деятельность не по силам была старице Каллисте. Местная лихорадка и паралич сердца в три дня свели ее в могилу. 15 июля 1897 года её не стало.
Погребена была инокиня Калиста в юго-западном углу церкви.
Третьей настоятельницей Свято-Николаевской общины была назначена благочинная Казанского женского монастыря города Троицка монахиня Евсевия в возрасте 71 года. 3 августа 1897 года она прибыла в город Ташкент и вступила в управление общиной. С ней приехали две инокини, из которых одна владела золотошвейным искусством, а другая писала иконы.
В 1897 году по благословению Преосвященного Никона, Епископа Туркестанского и Ташкентского, на средства от Священного Синода и жены полковника - М.Ф. Ионовой, началось строительство второго корпуса для сестёр и дома для монастырского Притча.
В 1899 году с благословения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Аркадия, Епископа Туркестанского и Ташкентского начата и в 1900 году окончена постройка монастырской кухни, на средства Надежды Андреевны Сахаровой.
В 1900 году дворянкой Надеждой Александровной Искандер пожертвована в дар монастырю земля в количестве 2,5 десятины, смежная с участком монастыря. Часть свободной от построек земли занята огородом, фруктовыми деревьями и строевым лесом, часть под клевер и часть отведена под кладбище.
22 июня 1901 года при ташкентской иноческой общине была открыта церковно-приходская школа. Число сестер возросло до 62 насельниц.
6 октября 1901 года по определению Священного Синода Ташкентская Николаевская община переименована во Свято-Николаевский женский монастырь г.Ташкента.
По указу Священного Синода от 11 октября 1901 года за № 6917 Преосвященнейшим Аркадием настоятельница монахиня Евсевия возведена в сан игумении.
При монастыре выполнялись различные послушания: хлебопашество, скотоводство, садоводство, пчеловодство, живопись, ткачество, рукоделие, вышивка золотом и шелком.
Игумения Евсевия управляла монастырем до 1907 года и по преклонности лет и упадку сил попросила об удалении на покой. Согласно ходатайству Его Преосвященства Димитрия, по Указу Священного Синода № 500 от 16 января 1907 года игумения Евсевия была освобождена от должности настоятельницы Свято-Николаевского женского монастыря. Больная игумения Евсевия отправилась на покой в Казанский женский монастырь г.Троицка, где закончились дни её земной жизни.
Четвертой настоятельницей Свято-Николаевского женского монастыря назначена казначея монастыря монахиня Лидия – в миру Варвара Захаровна Нагорная, мещанка, вдова, насельница монастыря с 1 октября 1893 года, пострижена в монашество 14 ноября 1903 года.
22 декабря 1908 года Указом Священного Синода №16535 монахиня Лидия утверждена в должности настоятельницы монастыря. 05.07.1909 года возведена в сан Игумении монастыря. 21.06.1911 года награждена наперсным крестом от Священного Синода.
21 октября 1911 года обитель посещал Великий Князь Константин Константинович Романов.
В 1911 году 19 ноября Преосвященнейший Димитрий (Абашидзе), Епископ Туркестанский и Ташкентский привез в дар свято-Николаевской обители из Киева величайшие святыни: икону святителя Василия Великого с частицею его мощей и небольшую копию чудотворной Киево-Печерской иконы Успение Пресвятой Богородицы с частицами мощей угодников Божиих и ещё несколько частиц святых мощей.
Ташкентский Свято-Николаевский женский монастырь к 1917 году жил активной подвижнической жизнью. Здесь подвязалось более 120 насельниц. Но начались страшные богоборческие времена. В 1918 году игумения Лидия была арестована, несколько лет пробыла в заключении в Соловецком каторжном лагере, а затем была сослана в Ашхабад.
В период 1918-1920 годы обитель оставалась без настоятельницы. В 1920 году Свято-Николаевский женский монастырь, как и другие храмы города Ташкента, был закрыт. По возвращению из заключения игумения Лидия нашла приют в доме одной из своих духовных дочерей, медсестры Матроны Леденёвой. Там, в отдельной комнатке-келье игумения Лидия молитвенно подвизалась в строгом затворе до самой мирной кончины в 1936 году. На похороны матушки - игумении собралось несколько тысяч православных ташкентцев, отпевание совершил выдающийся иерарх Русской Церкви, митрополит Арсений (Стадницкий). Игумения Лидия погребена на Ташкентском Боткинском кладбище под фамилией своей духовной дочери (Леденёва).
Продолжение следует...