Рождество Христово – не только выходной день, большой праздник. Это событие всемирного масштаба. На землю пришел Небесный Царь, пришел смиренно – маленьким ребенком. Когда Он повзрослел, возмужал, Его Царствие стало близко к людям. Так близко, что Христос призвал людей незамедлительно входить в пределы этого Царства.

Но как войти? Как обычному земному человеку почувствовать, что такое Царствие Небесное? Господь передает нам духовную реальность Царства через Свои притчи, то есть через короткие рассказы-зарисовки, уподобления.  

На кухне


Один образ Царства мысленно переносит нас на обычную кухню (Мф. 13:33). Женщина готовит хлеб. Она положила закваску в три меры муки, и процесс пошел – все тесто поднялось, пора затапливать печь.

Историки спорят, можем ли мы теперь правильно пересчитать древние три меры муки на теперешнюю метрическую систему. Кто-то из историков уверяет, что три меры составляют около 40 литров. Допустим так. Тогда получается, что женщина из притчи готовила хлеб не на одну семью, а, пожалуй, – на целую деревню. И для всей этой выпечки женщине понадобилась маленькая горсточка закваски.

Под закваской, конечно, подразумевается такая малоприметная действующая сила, которая все преобразует, всю нашу жизнь и жизнь близких нам людей.

Царствие Небесное начинается с малого неприметного события, с малой благодати. Вот о чем притча.

Мы часто в жизни ищем чего-то большого, масштабного, грандиозного. Нам кажется, что духовные события обязаны поражать наше воображение. А тут притча о малых делах, с которых начинается великое.

Царствие Божие начинается в нашей жизни с малой молитвы, например. Вот пришел я вечером домой, день выдался хлопотливый. Устал страшно – совершить вечернее правило, полноценное получасовое моление, я не способен сейчас. И тут возникает мысль: если вечернее правило мне не по силам, то утро вечера мудренее – отправляюсь спать, а утром помолюсь. Что делать? Самое время вспомнить притчу о закваске и трех мерах муки. Положу и я щепоть закваски – помолюсь кратко (прочитаю «Отче наш» и произнесу: «Прости мою немощь, Господи. Сегодня не могу молитвенное правило перед Тобой произнести, устал. Благослови отдохнуть»). И только после малой молитвы можно провалиться в ночной сон, надеясь, что ночь благословлена Господом.

То же самое относится и к добрым делам. Бывает, что по большому счету помочь человеку – выше сил, но никто не мешает сделать для человека небольшое доброе дело, от души. Мы порой идем дорогою добра, держим путь в Царствие Небесное детскими шажками. Обстоятельства не позволяют нам шагнуть на широкую ногу.

С малого начинается великое. Случается так, что с зароненной в сердце человека малой веры начинается полное преображение всей его жизни, казалось бы, такой налаженной за долгие десятилетия, в которой ничего поменять нельзя. Благодать в человеке умножается. И человек вдруг видит, что благодать Божия всесильна, что благодати никогда не бывает «слишком мало».

 

В поле

Еще одна похожая притча Небесного Царя. Перенесемся из кухни в поле. Притча сравнивает Царство Христово с растущим семенем (Мк. 4:26-29). Бросил человек на своем поле семена. Как они растут под землей, он не видит. Со временем появляются колосья, вызревает, наливается зерно, наконец приходит момент жатвы. Вот и вся притча.

О чем она? Маленькое зернышко пшеницы из руки сеятеля летит на землю и сразу исчезает из виду. Внешне ничего не происходит: было зернышко, и вот его похоронила в себе земля. На самом деле все не так – плодородная почва пробуждает зерно к жизни, а не убивает его. Зерно понемногу растет. Наконец росток выходит наружу, едва заметный. Растет дальше. Приносит плод – множество зерен. Спеет животворный хлеб.

Как семена Царствия Небесного попадают в сердца людей, мы вряд ли видим. Что происходит в душах людей, в их сердцах? Начинается пробуждение новой духовной жизни. Первое время духовный рост происходит совсем незаметно. Потом этот рост становится мало-помалу очевиднее. Духовное начало проявляется вовне. Идет время. Приходит пора духовной зрелости, пора приносить Богу духовные плоды для вечного Царствия.

Мы так часто стремимся форсировать события. Подгоняем их. Уже привыкли: фастфуд – это такая удобная быстрая пища; для особо занятых граждан предлагается техника скорочтения; и я лучше помолчу про мечты о «быстрых деньгах» и про тренинги на предмет «быстрых отношений».

Поставим под сомнение навязчивые стереотипы современной фаст-культуры. Настоящие отношения между людьми складываются долго, иначе не бывает. Если человеку удается сделать быстрые деньги, то они легко превращают своего хозяина в Кузьму Скоробогатого из русских сказок или в забавного нувориша из ядовитых анекдотов. Теперь про скорочтение: одну книгу следует читать бегло, большей частью – по диагонали, а другую книгу надо читать медленно, лучше всего вслух; а если времени на медленное чтение нет, лучше ее с полки и вовсе не брать. Курсов скорочтения много пооткрывалось – не хватает курсов чтения на оптимальной скорости, даже медленночтения. Правда, сама идея носится в воздухе. Уже есть попытки наладить в городах кафе со здоровой пищей – слоуфуд. Так что оставим в стороне модную страсть к большим скоростям.

Духовный рост в человеке совершается медленно, как в притче о невидимо растущем семени. Те, кто предлагает людям быстрый духовный рост, – мошенники и сектанты.

Знаю многих, кто недавно пришел в Церковь и теперь стремится в своих близких заронить семена Царствия Небесного. Они хорошо делают. Им только бы помнить притчу о растущих зернышках Царства. Эти семена растут не так заметно, не так быстро, медленнее, чем хочется. Нам бы нужно терпение – тогда мы вместе пройдем всю жизнь, весь духовный путь от молодой поросли до самой жизнеспособной зрелости. И принесем Богу плод.


Диакон Павел Сержантов

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.