Святитель Климент Охридский († 916) – ученик и сподвижник просветителей славянских равноапостольных Кирилла и Мефодия. Переводчик, проповедник, духовный писатель, он стал первым епископом, служившим на славянском языке, а его письменные труды – первыми образцами славянской духовной литературы.
Лазарь – второй предтеча для тех, кто сидит во мраке и сени смертной!
Вот светозарное торжество приходит первым, показывая нам образ Христова воскресения. Вот воссиял светоносный праздник Лазаря, являя чудеса Христовы. Вот воскресение Лазаря, произошедшее на четвертый день после его смерти, как плод приносит Христово воскресение, произошедшее на третий день. Вот Лазарь, как второй предтеча, является тем, которые сидят «во тьме и сени смертной» (ср.: Ис. 9: 2), возвещая Светодателя и Спасителя Христа. Ныне явилась первая причина уничтожения ада. Ныне Христос наполнил весь мир удивительными чудесами. Ныне Тот, Кто низверг силу смерти, воскресил мертвеца, четыре дня пролежавшего во гробе. Ныне Он предначертал образ Своего пресветлого воскресения, открывая это ученикам и всему миру через сего четырехдневного мертвеца. Ныне иудеи пришли ко гробу, собранные для свидетельства, чтобы видели Божественную силу Христа и власть, которую Он имеет над живыми и мертвыми, и не начали бы говорить: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» (Ин. 2: 18). Им нужно было видеть Его силу и власть, чтобы они были готовы поверить в Христово воскресение. Так что этим чудом Он желал убедить больше людей и уверить учеников в Свое воскресение.
Иисус ушел в Иудею, и смерть Лазаря произошла в Его отсутствие, чтобы не сказали некоторые, что Он будто бы лишь кажущимся образом представил его умершим, чтобы потом явить ожившим, но чтобы они были очевидцами и смерти Лазаря, и погребения и воскрешения его. Как ясно сообщил об этом евангелист Иоанн:
«Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: “Господи! вот, кого Ты любишь, болен”. Иисус, услышав то, сказал: “Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий”. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: “Пойдем опять в Иудею”. Ученики сказали Ему: “Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?” Иисус отвечал: “Не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним”. Сказав это, говорит им потом: “Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его”. Ученики Его сказали: “Господи! если уснул, то выздоровеет”. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: “Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему”. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: “Пойдем и мы умрем с ним”. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: “Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог”. Иисус говорит ей: “Воскреснет брат твой”. Марфа сказала Ему: “Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день”. Иисус сказал ей: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?” Она говорит Ему: “Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир”. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: “Учитель здесь и зовет тебя”. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: “Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой”. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: “Где вы положили его?” Говорят Ему: “Господи! пойди и посмотри”. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: “Смотри, как Он любил его”. А некоторые из них сказали: “Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?” Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: “Отнимите камень”. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: “Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе”. Иисус говорит ей: “Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?” Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: “Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня”. Сказав это, Он воззвал громким голосом: “Лазарь! иди вон”. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: “Развяжите его, пусть идет”» (Ин. 11: 1–44).
И люди, которые были там, видя столь удивительное чудо, все едиными устами прославили Бога и сказали: «Воистину Он есть Сын Божий», – и уверовали в Него.
Древний враг, диавол, ожесточил сердца противящихся. Они сказали: «Если не убьем Его, весь мир уверует в Него». И тотчас собрались первосвященники и книжники и устроили совещание, чтобы убить не только Иисуса, но и Лазаря, потому что из-за него многие уверовали в Иисуса Христа (см.: Ин. 12: 10–11).
Для того ли, беззаконники, вы стали учителями закона, чтобы восстать против Законодателя? Из-за того ли взбунтовались против Бога, что Он освободил вас от египетского рабства и наказал фараона многими бедами? Из-за того ли, беззаконники, замышляете коварство против Него, что Он провел вас чудесно сквозь Красное море и 40 лет питал в пустыне небесной пищей? А вы, преступники, сейчас и лжецом назвали Его из-за того, что Он воскресил мертвого и совершил всяческие исцеления. Потому ли назвали Его лжецом (ср.: Мф. 27: 63)? А когда вы получали манну небесную, то благословляли Его. Как не стыдно вам, законопреступные иудеи! Вместо благодарности устраиваете коварство против своего Создателя. Подобало бы вам воздать Ему славу и честь, видя, как Он воскрешал мертвых, даровал зрение слепым, изгонял бесов, исцелял всякую болезнь – Тот, Кто пришел спасти род человеческий.
Святитель Климент Охридский
Но оставим в стороне иудейское беззаконие и безумие и восхвалим благочестие Лазаря, друга Христова.
Лазарь стал святым жилищем Пресвятого Духа.
Лазарь – прекрасная отрасль сада Божия!
Лазарь – медоносная капля Божественной мудрости!
Лазарь – источник духовной благодати!
Лазарь – неувядающий цветок рая!
Лазарь – высоко парящий орел высшей мудрости!
Лазарь – сокровищница Божиего гостеприимства, полная любви к бедным!
Лазарь – второй предтеча для тех, кто сидит во мраке и сени смертной!
Лазарь – суровый посрамитель адской силы!
Лазарь – сладкий любимец Христа!
Лазарь – первый прообраз трехдневного воскресения Христова!
Лазарь – общник светозарных ангелов!
Лазарь – строгий обличитель иудеев!
Многие люди, видя Лазаря, воскресшего в четвертый день после смерти, уверовали в Господа и воздали Ему должную честь как своему Создателю. Одни постилали одежды на пути, другие срывали ветви деревьев и восклицали вместе с детьми: «Осанна! Благословен идущий во имя Господне царь Израилев! И на земле мир, и в вышних слава!»
Благословен Тот, Кто пришел обновить человеческую природу и спасти погибшего. Осанна в вышних Богу, прославляемому как Единый в трех Лицах – Отцу, Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь!
Святитель Климент Охридский
Перевел иерей Георгий Максимов