Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня в Евангелии мы слышали притчу о сеятеле, в которой Сеятель есть Сам Господь, а сеемое Им семя есть слово Божие, постоянно обращаемое к каждому из нас.
Священное Писание говорит нам, что Господь постоянно обращается к сердцу человеческому: Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3: 20). Господь всё время обращается к каждому из нас в различных обстоятельствах нашей жизни, встречах с другими людьми; и поступки, которые мы при этом совершаем, показывают наше отношение к обращенному к нам слову Божию, согласно которому мы призваны жить.
В притче мы видим, что сеемое сеятелем семя оказывается упавшим «при пути», «на камень», «в терние», «на добрую землю». Так Господь показывает, насколько различными бывают расположения наших сердец к слышанию Его Божественного слова: вовсе не слышащими его, готовыми принять, но затем способными легко от него отказаться или же во всей полноте отзывающимися на него.
По словам святителя Феофана Затворника, порой простое доброе помышление, появляющееся у человека, есть свидетельство обращения к нему Бога. Но это обращение человек принимает по-разному. Так, случается, что это доброе помышление «до поры до времени принимается с согласием, потом только терпится, хотя без неудовольствия, но холодно, без особого внимания, а затем уже становится надоедливым, вызывающим скуку, от него спешат поскорее избавиться и, наконец, от него чувствуют неприятность и отвращение; его, это доброе помышление, уже не только не любят, а ненавидят, преследуют, гонят».
В соответствии с таким расположением «падает, теряется убеждение в необходимости лучшей духовной жизни; сначала эта необходимость другой, доброй жизни представляется только вероятною, возможною; потом закрывается сомнениями, в виде вопросов о необходимости таких добрых изменений; еще далее ненужность и излишность ее становятся уже ясными, очевидными; наконец, внутри полагается решение: “Живи, как живется, и так можно прожить; всё другое – излишние хлопоты”. Здесь человек приходит в глубину зол и не радеет, становится равнодушным ко многим добрым делам и поступкам»: становится равнодушным к своим близким, к заботе о других людях, не считает нужным в чем-либо разделить чужое горе.
Подобно притче, святитель Феофан показывает, как доброе слово Господа, обращенное к людям, оказывается бесплодно. Они могут настолько укорениться в своих страстных привычках, и сердце их может настолько ожесточиться, что его расположение становится подобным тому «пути», на который приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись (Лк. 8: 12). Добрые мысли, например отозваться на чужую беду, не уклониться от своих обязанностей – семейных и служебных, не успевают прижиться в таком сердце, становясь для него очевидно ненужными и излишними.
Поэтому очень важно обратить внимание: «приходит добрая мысль – переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях, – и как много надо придать ей значения, уделить внимание, чтобы она возобладала над душою! Но большею частью благие помышления остаются бесплодными по недолжному, невнимательному, равнодушному отношению к ним тех, чью душу посещают они».
Евангелие говорит: А упавшее в терние [семя], это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода (Лк. 8: 14). Добрая мысль, как говорит святитель Феофан, «благая мысль, посетившая нас, стоит в нас еще только как мысль, еще не привлекла сочувствие, не движет желания. Она, среди других наших интересов, явилась, чуждая гостья, манит издали, действует не впечатлительно, не привлекает внимания». Нужно потрудиться, «провести такую добрую мысль дальше в глубь души и показать ее ценность и привлекательность… Поставь добрую мысль на первом плане, убеди себя в ее правоте, покажи радость и высоту, какие она обещает, уверь себя в легкости ее исполнения. Благая мысль действует слабо и не привлекает сердца оттого, что есть другие планы в голове, есть предметы интереснее, по указанию прежде занявших тебя влечений… Но в сравнении с тем, что представляет благая мысль, ничто устоять не может; всё отодвинется на задний далекий-далекий план. Указываемое благою мыслию останется одно и, как единственно ценное и прекрасное, привлечет».
Пришла благая мысль – уговори себя не отлагать исполнение ее, заставь себя сейчас же действовать по указанию ее
«Пришла благая мысль – уговори себя не отлагать исполнение ее, расположи и заставь себя сейчас же начать действовать по указанию ее. Вот благая мысль принята и заняла внимание. Теперь нужно поспешить довести ее до готовности к исполнению, на которой она сильна будет стать рычагом, легко и сильно приводящим в движение всё внутреннее наше».
Обращенное к человеку слово Божие, явившееся через добрую мысль, при содействии самого человека способно прежде тернистую землю его сердца сделать «доброй землей». «И камню можно измениться и стать плодородною землею; и дорога может быть не открытой для всякого проходящего и не попираться его ногами, а может сделаться тучною нивою; и терние может быть истреблено, и семена могут расти беспрепятственно. Если бы это было невозможно, то Христос и не сеял бы».
К посетившей нас доброй мысли всегда нужно отнестись с особым вниманием. «Если же эта добрая мысль уже не находит такого решительного отклика в нашей душе, нужно помышлять о своем положении при такой нечуткости. Не ниспали ли мы до последней возможности принимать обращенное к нам слово Божие? Не преградили ль все пути для Бога, всецело желающего нашего спасения? Не последние ли это обращения Его к нам с целью образумить нас и положить конец безобразию жизни нашей?
Поэтому, если посетила нас добрая мысль, «надо спешить воспользоваться ею со всею твердостию намерения, хотя более рассудочного, и усилить ее, насколько это дано свободе человека».
Итак, «пришла мысль об исправлении своей жизни и своего нрава, – отогнав, удалив отлагательство, отстрани заботы и развлечения прекращением на время обычных дел и уединением и затем, сосредоточившись в себе вниманием, разными спасительными помышлениями трудись разогнать ослепление, нечувствие и беспечность посредством рассуждения с самим собою или беседы с душою своею, перемежая его молитвою и постановлением себя под влияние таких случаев, которые Бог избирал уже как средство к Своему воздействию на души грешников».
Рассуждение при этом имеет немалое значение: «Рассуждение с самим собою о спасении всякий может вести. <…> Всякая приведенная на мысль истина сама тотчас внушает, чего она требует. Будь только добросовестен и возроди искреннее желание добра себе с готовностию последовать указаниям истины. Но рассуждение свое надо так вести, чтобы оно было приспособлено к цели – действовать на душу и побуждать к доброму».
«Наша воля должна быть руководима и укрепляема благими помышлениями. <…> Поскольку каждый человек имеет свое личное настроение, то для каждого должен быть и исключительный род благих помышлений, особенно поразительных и действенных. <…> Потому основным правилом следует поставить одно: стремительнее перебирай все представления, могущие побуждать волю, и наиболее останавливайся на том, которое с первого раза стрелою пройдет сквозь твое сердце».
Диавол не нападает на человека, если не испортит сперва его помысла
Святой нашего времени преподобный Паисий Святогорец также говорит: «Для того чтобы обезопасить душу, постоянно включайте в работу добрый помысл», ведь «добрый помысл защищает человека, добрый помысл – это его “блиндаж”». Действительно, диавол «не нападает на человека, если не испортит сперва его помысла».
Но добрые помыслы «нужно возделывать. Надо следить за собой, контролировать себя, когда враг приносит тебе плохие, злые помыслы, надо стараться изгонять их и заменять на помыслы хорошие, добрые». «Нужно менять тему помыслов. Если диавол меняет тему, то почему этого не можем сделать мы?» «Раз лукавый» так поступает, «то почему мы не можем поступать так же по отношению к нему?» «Нет ничего сложного в том, чтобы видеть всё в добром свете».
И «хотя это воодушевление и кажется ненастоящим, но заключает в себе великую силу – надежду на Бога. Надежда на Бога – рычаг, который… шаг за шагом укрепляет духовные силы человека».
Таким образом, человек «возделывает свое внутреннее духовное расположение и делает его добрым». По словам старца, видя «доброе расположение человека, Бог умилосердится над ним и поможет». После этого злые помыслы «будут уходить, а для человека уже совершенно естественным будет иметь в себе помыслы добрые. Он приобретет привычку к доброму, в его сердце войдет доброта, и тогда в своей внутренней храмине он примет небесного Гостя – Христа. Однако это дело не одного-двух дней. Необходимы время и непрестанная борьба для того, чтобы душа увенчалась победным венцом».
Доверие Богу – одно из тех добрых расположений, которые повышают выносливость человеческой души
Так, упование на Промысл Божий, доверие Богу – это одно из тех добрых расположений, добрых установок, добрых мыслей, которые повышают выносливость человеческой души. Мысль, которой человек начинает жить в трудных обстоятельствах, что «Бог промышляет о Своем создании», что Он «всё устраивает», что Он укрепляет нас, поддерживает нас и дает Свою помощь, – является той доброй мыслью от Бога, которая укрепляет человека во всех трудных обстоятельствах.
Сегодня Церковь вспоминает святителя Афанасия, исповедника, епископа Ковровского, человека, который действительно жил с глубочайшим упованием на Промысл Божий. Почти тридцать лет он провел в лагерях, в изгнании, но всегда сохранял состояние благожелательности, старался утешить других добрым примером, постоянно говоря о том, что вера дает нам успокоение и радость, а значит, не нужно никогда обижаться, не нужно роптать, но всегда быть в благодушном настроении. Последние годы жизни владыки Афанасия прошли в доме инвалидов, при этом он всё время очень хотел увидеться со своими близкими людьми, с которыми вел переписку, но не мог. И в таких столь тяжелых обстоятельствах своей жизни он всегда находил для себя добрую мысль об уповании на Промысл Божий и писал: «Так грустно быть в разлуке с близкими, так хотелось бы утешиться личным общением, беседою не при посредстве чернил и пера, а усты ко устам, но… и это жертва от нас… И какое великое утешение – вера наша! Мы в бедах не унываем и в скорбях благодушествуем. Разлученные телесно, утешаемся общением духовным, молитвенным. Не теряем надежды встретиться здесь, но если бы сего не случилось, уповаем, что за скорбь земной разлуки Господь утешит нас радостию вечного общения в Его горних обителях…»
Итак, важно каждому из нас услышать обращенное к нам слово Божие, провести его внутрь себя, вглубь души, убедить себя поступить по нему, исполнить его. И поступать так следует в каждом деле, в каждом обстоятельстве, тогда наше сердце уподобится доброй земле, а сами мы будем подобны тем, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении (Лк. 8: 15). Аминь.
Иеромонах Иоанн (Лудищев)
Книги Иеромонаха Иоанна (Лудищева) в интернет-магазине "Сретение"