Исцеление гадаринского бесноватого. Фреска православного монастыря на горе Фавор. Фото: А. Поспелов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодня мы слышали в изложении апостола-евангелиста Луки историю о том, как Христос прибыл с учениками в Гадаринскую страну. И там Он встретил человека, который долгие годы был одержим бесами. Его связывали цепями, но он разрывал эти цепи и, гонимый бесом, бегал в пустыню, жил уже не в городе, а в гробах – в пещерах вне города.
Между ними состоялся диалог, скорее, даже Господь поговорил с теми бесами, пленившими этого человека и обладавшими им, и повелел им выйти из этого несчастного страдальца. И бесы устремились в пасшееся неподалеку свиное стадо, и оно, одержимое бесами, ринулось в море Галилейское и потонуло. А несчастный человек исцелился и сидел у ног Иисуса. Не хотел от него уходить. Бывшие свидетелями этого пастухи пошли в город, рассказали гадаринцам о случившемся чудесном исцелении и о гибели свиней. Гадаринцы пришли ко Христу, убедились в произошедшем, увидели человека, про которого все знали, что он неисцельно болен, бесноватый, и ужаснулись – так говорит евангелист Лука. Пришли в ужас от произошедшего. И попросили Христа покинуть их город. А исцеленный хотел остаться со Христом, но Тот повелел ему проповедовать о том, что с ним случилось.
В этой истории мы видим историю нашей жизни. Люди очень часто боятся, ужасаются. Вообще, мы живем в постоянном страхе – за свое здоровье, за своих детей, за наше будущее, за нашу страну, ‒ боимся разных вещей – такова судьба человека, изгнанного из Рая: он часто находится в ужасе от опасностей разных.
Но есть еще и очень много людей, которые боятся своего спасения, боятся Христа. Они не хотят о Нем слышать. Причем люди эти внешне, казалось бы, вполне себе прилично живут, в том смысле, что они не являются какими-то больными людьми, на первый взгляд. Но на самом деле они пленены своими заботами, страстями, тем образом жизни, к которому привыкли. И когда начинаешь говорить им о Христе, об истине, о спасении, о заповедях, ‒ они часто начинают раздражаться, перебивают, не хотят слышать: им больно это слышать, они приходят в ужас, потому что они так привыкли уже к своей жизни, что Истина им не нужна, что им не нужно спасение. Их жизнь устроена, все нормально.
Они боятся еще многого: боятся конкуренции, боятся своих врагов, боятся за свои деньги, за свою карьеру, за свою власть, но больше всего они боятся, что в жизнь их придет Христос, Спаситель мира, и их жизнь изменится. Им страшно, как было страшно этим гадаринским людям: им уже неважно было, что Христос совершил такое чудо, исцеление больного человека, которому ничего не могло помочь. Им важно было, чтобы их жизнь осталась такой, какой она была раньше.
Вот настоящий ужас нашей жизни. Мы боимся Христа, потому что, чтобы стать Его учеником, нужно что-то потерять в этом мире. И дьявол всех нас держит за один крючок – за наше тщеславие, за нашу гордость, за то, что мы боимся что-то потерять, чтобы приобрести Христа. Действительно, чтобы быть учеником Христа, придется чем-то поступиться в этом мире, а мы не хотим. Нам хочется и спастись, и служить этому миру – вот такая странная, невероятная вещь происходит с нами.
Апостол сегодня говорит, что наш мир – это Христос, Христос для нас все, Он смысл нашей жизни, Он самый близкий нам, Он ‒ все для нас. И поэтому мы сограждане святым и преподобным людям. Мы близки к ним посредством близости со Христом.
Но мир не хочет этого, и мы тоже ужасаемся. Мы боимся этого и говорим Христу: «Господи, Ты правильно все говоришь, но проходи, проходи мимо! Мы даже верим в Тебя, мы любим Тебя, но близость с Тобой слишком опасна для нашей жизни, и мы боимся потерять наши привычки, потерять нашу власть, потерять наши деньги»…
Поэтому так много людей богатых, но неспособных никого любить. Чрезмерное богатство и любовь – это вещи несовместимые. А не могут они никого любить потому, что не могут полюбить Христа. Они неспособны потерять что-то временное для того, чтобы приобрести вечное.
Хочется пожелать нам всем, чтобы мы ужасались, прежде всего, от своей жизни, от своих грехов, и радовались, когда Христос приходит в наш дом, в наше сердце, и ведет нас по спасительному пути в Царствие Небесное. Аминь.
Иеромонах Игнатий (Шестаков)