Самый глубокий голос исходит из нашего сердца – это совесть, глас Божий в человеке, призывающий нас только к хорошему и предотвращающий от плохого, это душа слова.

Душа слова – это слово, исходящее изнутри, вложенное Богом в сердце, посредством которого мы говорим; ведь мы говорим не всегда вслух. Оно называется «душой слова», как говорит святой Иоанн Дамаскин[1]. Это то слово, которое вложено Богом в сердце человека при его сотворении и на котором мы говорим втайне, не слово звучащее.

Звучащее слово – это одежда слова, исходящего из сердца. Звучащее слово делает нас говорящими. А это располагается в сердце втайне. Книгу ведь читаешь мысленно, не шевеля языком. Это и есть душа слова – слово, втайне располагающееся в сердце. Оно вложено туда Богом. И посредством его мы говорим с Богом втайне: и на молитве, и всегда. Обдумываем все проблемы. Оно действует заодно с совестью, оно – глас Божий в человеке.

Если я согрешил, оно меня обличает. Если сделал добро, радует всегда. Да, оно Богом вложено в человека – это слово, находящееся внутри. Это таинственное слово, которое действует заодно с совестью, когда меня никто не обличает. Я согрешил, и никто меня не обличает. А оно – да!

Совесть – судия праведный. Ее не прельстишь ни деньгами, ни ласкательством, ничем

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Совесть – судия праведный. Ее не прельстишь ни деньгами, ни ласкательством, ничем»[2].

В той мере, в какой мы утолили свою совесть, чтобы она не обличала нас в грехе, в такой и чувствуем себя легкими и близкими к Богу. Ведь совесть тут же говорит, когда на ней что-нибудь есть, и тебе сразу становится тяжело.

Совесть действует трояко, говорит святой Дорофей. Она действует по отношению к материи, Богу и нам самим[3].

Как это – по отношению к материи? Например, я отдал тебе какую-нибудь одежду на помин души и сказал, чтобы ты берег ее, не трепал напрасно. И ты носишь ее, но бережешь. И если увидишь, что порвал ее слишком быстро, совесть обличает тебя: «Эх, я не сделал, как велел мне тот человек!»

Еще по отношению к материи. Ты начинаешь тратить слишком много на еду, на выпивку, а кому-то, бедняжке, и поесть нечего! И совесть говорит тебе: «Вот видишь? Ты хочешь жить на этом свете припеваючи, а другой голодает, ему нечего даже есть!» Чистая совесть по отношению к материи всегда держит тебя близ Бога.

По отношению к Богу совесть всегда отягощается или облегчается в зависимости от того, есть ли у меня покаяние и слезы о грехах.

По отношению к себе самому совесть тоже обличит меня в грехе. Будь он мыслью, словом или делом.

***

Совесть – судия праведный. Божественный Иоанн Златоуст говорит: «Бог не положил тебе судию вовне, чтобы ты не мог прельстить его деньгами, дав ему, чтобы он признал тебя правым. Этот судия положен у нас внутри, и мы не можем прельстить его ничем!»[4].

Послушай, что говорит святой Дионисий Ареопагит: «Извещение помысла чистого есть веселие веселий, а извещение помысла запятнанного – мучение мучений»[5]. Весь мир может говорить мне, что я святой, хороший, какой-то еще, но если совесть скажет: «Берегись, ибо ты грешен, ленив, полон грехов», – ее не утолить.

Если весь мир меня хвалит, а совесть осуждает, говоря, что я виноват, – всё, я самый терзающийся на свете человек! Мое знание становится мучением мучений, ведь я имею дело со знанием Божиим во мне, которое не щадит, которое всегда судит всё верно и указывает нам на наши слабости.

Когда совесть тебя обличает, ты можешь ее утолить: иди на исповедь – и тебе станет легко

А если совесть моя незапятнанна, тогда пусть хоть все на свете ругают меня, пусть говорят обо мне самое плохое, меня это не трогает. Мне хорошо, когда Бог не осуждает меня в совести. Если совесть не осуждает меня в грехе и если Бог не осуждает меня в совести – я полон всякого веселия! Это и есть то, о чем говорит Евангелие: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Мф. 5: 11). Ради чего блаженны? Ради истины. И не только говорит, чтобы мы не печалились, но и велит: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5: 12).

Так оно и есть: если совесть твоя незапятнанна, она тебя не удручает. А если совесть твоя запятнана и обличает, ты можешь ее утолить. Иди на исповедь к священнику, он разрешит тебя от грехов, и тебе станет легко. А потом будешь остерегаться не делать этого больше и так можешь помириться с совестью. А помирившись с совестью, ты помирился с Богом, и на душе у тебя всегда будет мир и покой.


Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Перевод сделан по книге: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Mănăstirea Sihăstria, 2001. Vol. 7. Р. 49–52.


[1] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. XXI (35).

[2] Иоанн Златоуст, святитель. О Лазаре. Слово 4, 4.

[3] Дорофей, авва, преподобный. Душеполезные поучения. Поучение 3.

[4] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на книгу Бытия. Беседа 17, 1.

[5] Ср.: Дионисий Ареопагит, святой. О церковной иерархии. Гл. 7.

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.