Друзья Иова порицают его. Иллюстрация У. Блейка
Человек тоже крест.
Павел, патриарх Сербский
Христианин, проходя путь Великого поста, преодолевая искушения и испытания, ищет верное направление к главной цели – Светлому Христову Воскресению. И не только во время Великого поста, но и в течение всей жизни каждый человек старается познать окружающий и внутренний мир, рискуя попасть в «черную дыру» греха и богоотступничества, и открывает «белые пятна» своей души.
По слову Сербского патриарха Павла: «Господь дал нам задачи, которые каждый из нас должен выполнить и в своей семье, и в обществе, и в Церкви, и во всем человечестве». Но как узнать, какую задачу дал тебе Господь, в каком направлении двигаться, с кем идти, где остановиться?
Не только в познании внешнего мира человек встречается с трудностями, но и в понимании внутреннего существуют серьезные проблемы. Современная психология даже применяет такие термины, как капканы и лабиринты психики, рифы неврозов, глубины и пласты бессознательного. Как христианину не заблудиться в лабиринтах, не попасться в капканы, обойти рифы и не утонуть в пучине бессознательного?..
Все это похоже на некий кроссворд, данный нам Творцом, который мы должны решить. Но как решить его, с чего начать, как обходить черные дыры и заполнять белые пятна? Что или Кто является ключевым словом, которое поможет решить его?
Сам термин «кроссворд» состоит из двух слов и переводится как крестословица (англ. cross – крест, word – слово). Но можно перевести литературно: крестное слово, распятое слово, слово о кресте. И это уже не обычная головоломка, не банальные вертикали и горизонтали, а «Слово о кресте… для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1: 18). Вот Кто является ключом для разгадки тайны креста христианина.
Теперь понятно, с чего надо начинать познание своего кроссворда. Христианский путь познания – любовь. Как говорит Святейший и Блаженнейший Патриарх всея Грузии Илия II: «Духовный крест христианина состоит из любви к Богу, которая восходит по вертикали, и любви к ближнему – по горизонтали».
«Надо обратить внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Богом» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин)).
Иными словами, взяв не свой крест, человек живет не своей жизнью, рискует попасть в «черную дыру» (сети и капканы, расставленные против нашего спасения), не выполняет задачи Творца, так и не поняв свой внутренний мир и мир Божий.
«Это самодельный крест, и несение такого креста оканчивается падением великим» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин)).
Показателен рассказ о Сербском патриархе Павле, который писал обычным графитным карандашом в ученической тетрадке и стирал обычным ластиком.
– Почему Вы, Ваше Святейшество, пишете обычным карандашом? – спросил у него известный поэт Матия, у которого была большая коллекция авторучек – дорогих и необычных.
– Чтобы можно было стереть, исправить то, что поддается исправлению… Стирая ненужное, человек раскаивается... А то, что не поддается исправлению, никакой ластик не сотрет, – ответил патриарх.
Мы можем ошибаться на своем жизненном пути. Главное – вовремя остановиться и исправить ошибку. Пример для нас – теплые молитвенники и печальники за весь народ, слезами исправлявшие ошибки, подвижники и аскеты – трудами и потом, исповедники и мученики – страданиями и мученической кровью, и все вместе – покаянием, смирением и любовью.
«То есть свой крест может преобразиться в спасительный крест только тогда, когда с ним пойдут вослед Христу» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин)).
Свой крест может преобразиться в спасительный крест только тогда, когда с ним пойдут вослед Христу
Почему же «много званых и мало избранных» (Мф. 22: 14)? Почему многие не слышат слов Спасителя: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16: 24)? Потому что «иссякает истинный источник неложного знания – любовь» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин)). Истинная же Любовь распята на Кресте. Вот многие «званые» и не хотят быть «избранными» у Креста и идти путем креста.
«Но ведь стоит нам отступить от Истины (Креста Господня) на пядь, как на целые километры отойдем мы от правды и честности (в познании себя)» (святитель Николай Сербский).
Вот и блуждают многие люди вокруг черных дыр, так и оставив на своей душе белые пятна. В лучшем случае человек живет чужой жизнью, несет не свой крест, решает чужой кроссворд, так и не познав себя, в худшем – попадает в капканы, лабиринты, пучины, что заканчивается падением великим.
Чтобы этого не произошло, необходимо спросить Того, Кто и дал нам это задание, – Самого Творца. А для этого есть универсальный закон.
«Положение Иова – закон для всякого человека. Пока богат, знатен, в благополучии, Бог не откликается. Когда человек на гноище, всеми отверженный, тогда является Бог и Сам беседует с человеком, а человек только слушает и взывает: Господи, помилуй! Только мера унижения разная» (преподобный Нектарий Оптинский).
Положение Иова – закон для всех. Когда человек всеми отвержен, тогда является Бог и Сам беседует с человеком
На гноище и всеми отверженный – это христианин, идущий крестным путем и опытно через свою муку познающий муку Креста и постигающий Того, Кто распинается на этом Кресте. И в этот момент человек понимает, Кто на самом деле способен дать ответы на вопросы и задания Бога. Лишь Господь может поведать человеку обо всех тайнах мироздания. И человек должен услышать эти ответы. Господь наш Иисус Христос говорит, что Он и есть совершенный Ответ на все вопросы.
Но и встав на верный путь спасения, мы часто падаем под тяжестью своего креста, унываем, ропщем и говорим не то, что нужно, «ибо не знаем, что сказать» (ср.: Мк. 9: 6). И здесь для нас примером должен быть многострадальный Иов, который кается за сказанное им прежде в отношении смысла собственных страданий. «Ведь по сути Иов оказался виновен перед Господом в том, что недооценил то величайшее счастье и благо страданий, которое подлинно возводит человека к духовному совершенству в Боге» (П.Ю. Малков).
Вот поэтому Крест Господень – это не только место познания человеком самого себя, но и место познания тайны Христовой. А познать тайну Божию – значит приобщиться к ней и дойти до цели нашего пути – Светлого Христова Воскресения и жизни будущаго века. Аминь.
Епископ Григорий (Кация)