Если бы эти слова произнес я, то меня осудил бы весь мир. Немощь из уст немощного осуждается другими немощными. Но эти слова произнес Ты, Господи. В них – тайна и мудрость святых.
Ты – Божий Сын, нераздельный от Отца, как неразделен от чистейшего Солнца чистейший луч. Ты – Любовь от Любви, Добро от Добра, Вечный от Вечного. Но Ты же – и Сын Человеческий. Тебя нежно нянчила Мама, заботливо пеленала и укладывала в колыбель, счастливым взором проникая в очи Неизреченного. В Тебе не чаяла Она души, радуясь, что Ты стал утешением для миллионов несчастных. И вот, теперь Она смотрит на Тебя, пронзенного гвоздями на Кресте, измученного и еле живого.
Каждое движение – пронизывающая боль, ибо нервы перебиты, всё тело в спазмах и судорогах, грудь охватывает удушье. Внутри – дикая жажда, в голове – тяжесть и боль. И даже чтобы просто вздохнуть, надо опереться на пробитые ноги, цена вдоха – раздирание раны.
Твоим страданиям тихо предстоит Твоя Матерь. Уста Ее от горя безмолвствуют, а непорочное, так и оставшееся невинным сердце разрывается от скорби, как от острого, зубчатого оружия, прошедшего душу. Кто видел горе любимых, тот знает, что это такое. Гвозди пробили не только руки и ноги Христа – они пробили сердце Его Матери.
Нет, в это невозможно поверить. Ведь Ты воскрешал других. Вот, плачущей наинской вдове, сжалившись, вернул сына – какое же это счастье! Почившую отроковицу восставил живой перед отчаявшимися родителями – и это счастье! А Твой друг Лазарь, вопреки всем законам физики, биологии и паталогической анатомии, воскрес из четверодневного тления – одним лишь Твоим словом! Ты возрождал, вселял в души надежду и радость, при встрече с Тобой самые несчастные искренне улыбались, сияли какой-то новой, невиданной ранее радостью, но вот теперь Ты умираешь в полной скорби и немощи. Неужели же Солнце способно погаснуть?
Ведь Ты воскрешал других. Но вот теперь Ты умираешь в полной скорби и немощи. Неужели же Солнце способно погаснуть?
Мои уши слышат то, во что трудно поверить. Ты, о Ком Сам Отец громогласно изрек: «В Тебе Мое благоволение» (Лк. 3, 22), Ты, просиявший на горе Преображения нетварным Божественным светом, вдруг произносишь страшные для нас слова: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). Измученный и истощенный, с запекшейся кровью на устах, Ты обращаешься к Отцу, но говоришь о богооставленности.
Из семи фраз, произнесенных Тобой на Кресте, эта фраза – срединная. Три произнес Ты до этих слов, три – после. В центре, как некая кульминация страданий, – выражение богооставленности. Как же хочется, читая Евангелие, проскочить эти слова, как минуем мы своим вниманием всё то, что нам непонятно, неясно. И в крестных словах Твоих мы ищем Твоего царственного величия. Но чудо! Именно в Твоем крайнем смирении нам открываются тайна и таинство – спасения нашего.
Еще мудрый пророк и прозорливый царь Давид предсказал в 21-м псалме это и многое другое относительно Тебя: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего... Скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои… А они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21, 1, 17–19). «Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: ‟он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему”» (Пс. 21, 8–9).
В мире грешных людей богооставленность – итог богоотчуждения, то есть удаления от Бога. Когда небо затянуто пеленой туч, то нам кажется, что Солнце покинуло нас. Но даже сквозь эту пелену Солнце продолжает хранить нашу жизнь. Бог всегда нас хранит, но как же нам не хватает Его Света, когда мы отгораживаемся от Него тучами своих грехов. И от того переживаем оставленность.
В мире грешных людей богооставленность – итог богоотчуждения, то есть удаления от Бога
Грех оборачивается мукой души. Мы терпим это заслуженно, как грешники, удалившиеся от Небесного Отца. Тайна спасения в том, что Ты, Божий Сын, воспринял на Себя все наши муки, понес по-человечески богооставленность, как итог наших грехов.
Пророк Исаия, созерцая Тебя на Голгофе, предсказывал: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53, 4–6).
И вот оно, таинство Крестной Жертвы. Это – Любовь, воплотившаяся на земле, распятая ради нас. Твои страдания – не просто боль тела, пусть и до неимоверности жуткая. На Кресте Ты страдаешь душою, восприняв муки за наши грехи. Ибо если чаша принята, то выпивается она до дна.
Тайну Твоей Крестной Жертвы, Твоей любви не вместит ни рассудок наш, ни сердце. Нам хочется видеть Тебя могущественным, поражающим всех чудом и знамением, побеждающим врагов, словно отребье. Но самою жизнью Своей Ты нам отвечаешь: «Разве враги преобразятся в друзей, разве ненавидящие станут любящими, а злые – добрыми, если всех уничтожить силою свыше?» И Ты пришел не карать нас, злодеев, а искупить наши грехи Твоей пречистой кровью и показать нам путь преображения.
И вот она, неразрешимая загадка преображения души: языческий сотник, видя Твое смирение в немощи, исповедует Тебя Сыном Божиим. А злодей, распятый рядом с Тобой, не знавший ранее ни стыда, ни совести, вдруг кротко кается, смиренно просит помянуть его во Царствии Твоем. Это ли не начало воскресения? Это ли не восстание из мертвых? Разбойник, умирая телесно, воскресает духовно. Оказывается, немощь крестная хранит в себе силу, смирение – могущество, а кротость – духовную власть.
Оказывается, немощь крестная хранит в себе силу, смирение – могущество, а кротость – духовную власть
На тайну Твоих страданий с изумлением взирало более двенадцати легионов ангелов, но Ты отказался, не стал умолять Отца об их помощи (Мф. 26, 53). В ветхозаветное время один-единственный ангел посек грозным мечом ассирийское войско – 185 тысяч вражеских воинов легли в каменистую землю за стенами Святого города (4 Цар. 19, 35). Ты, выведенный за стены того же города, смиренно отдал Себя в руки злодеев, оставив изумленных ангелов – двенадцать легионов Небесного воинства. Но Твое смирение соделало нас, грешных, общниками Царства ангелов.
Ради нас Ты претерпел богооставленность – и притом остался верен Отцу. Расставаясь с телом, Ты слабеющими устами произносишь: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46). Свою человеческую душу Ты, возлюбленный Божий Сын, предаешь в руки Отца, Того, Который никогда Тебя не оставлял. Ты, как человек, претерпел за наши грехи муку богооставленности. И теперь на земле богооставленности нет, потому что с нами есть Ты, пострадавший, истерзанный, но и воскресший, восставляющий нас, пребывающих в гробах наших грехов, к жизни вечной. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс. 23, 4).
Ты – Пастырь и Агнец, Пастырь, растерзанный козлищами, Агнец, преданный своре волков. Они разрушат храм Твоего тела, – это неизбежно в мире разрушителей, – но в три дня Ты воссоздашь его, чтобы в мире разрушения началось воссоздание.
Да, Солнце способно погаснуть, но только на три часа, во образ трехдневного воскресения, чтобы потом вечно сиять уже новым светом.
Если распять, умучить, убить Истину, то Истина все равно воскреснет, восстанет из мертвых, чтобы воскрешать других. Потому что Истина – не теория, не отвлеченные умопредставления. Истина – это Реальность, это Сам Бог Живой и животворящий, Бог, ставший смертным, чтобы смертного оживить.
Твоему Кресту мы, Господи, предстоим, Твоим страданиям состраждем, дабы и в Воскресении Твоем быть вместе с Тобою! Не зря ведь Ты нам сказал: «Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22). Ты и есть наша Радость, Тебя уже никто не отнимет у нас!
Священник Валерий Духанин