Книга Нины Гернет «Сестрёнка» издательства ЭНАС

Хорошая детская литература – это не просто интересные книжки про мальчишек и девчонок, зверюшек и птичек. Это истории, в которых есть подлинность – самое ценное, что может подарить писатель читателю. Это нешаблонные герои, искренние слова, поступки, которые описаны правдиво и выпукло. Это мир, который мы узнаём, и жизнь, которая кипит вокруг нас.

Хорошая детская литература – ничуть не менее глубокая и тонкая, чем взрослая. Потому что чувства, которые переживает маленький человек, – тоже глубокие, настоящие. И самое важное для родителей, мне кажется, – увидеть, понять и принять эти чувства. А ещё разобраться, как на них реагировать.

Вот, например, проблема детской ревности. Она знакома всем родителям, у которых есть разновозрастные дети. В большей или меньшей степени, но появление малыша травмирует старшего. И моя семья прошла через это.

Среди современных детских книжек есть немало «помощников», которые помогают проговорить, понять эту проблему. Но большинство из них – утилитарные истории, где какая-нибудь мышка или птичка очень расстраивалась, что мама не будет её любить, потому что родился малыш, а потом мама говорит, что нет, всегда буду любить, и всё заканчивается хорошо. Все мышки счастливы.

Меня всегда немного пугали такие книжки – какой-то своей механистичностью, словно бы это не художественное произведение, а какая-то инструкция. Впрочем, в строгом смысле слова это не совсем художественные произведения, несмотря на яркие занятные иллюстрации.

Недавно мне вспомнилась книга, в которой говорится о детской ревности. Старенькая и потрёпанная, она живёт у нас в семье с детских лет моей мамы. У нее желтоватые страницы и чёрно-белые иллюстрации. И речь там идёт о жизни простой семьи в маленьком совхозе. Но такая глубина, психологическая точность, тёплая атмосфера и жизненная правда царят в этом произведении, что я перечитывала его много-много раз, последний, если не ошибаюсь, – будучи уже студенткой. А сегодня пришло время, чтобы открыть эту книгу вместе со старшей, шестилетней дочкой.

Речь идёт о повести советской писательницы, сказочницы, талантливого драматурга Нины Владимировны Гернет «Сестрёнка». Сейчас она переиздаётся, её можно найти в магазинах. К советским реалиям и идейным моментам можно относиться по-разному, но психологической и нравственной глубины у этой книги не отнимешь. А ещё – мудрых мыслей на тему детской ревности.

Главный герой повести – шестилетний мальчик Женя. Его родители – простые люди, они работают на птицефабрике. Они внимательно и мудро относятся к сыну, его нравственному взрослению, внутренней жизни, интересам и потребностям.

«Женя уткнулся носом в папину жёсткую куртку и рассказал папе про все сегодняшние несчастия. Потом они стали разговаривать о том, почему получается так, что хочешь сделать хорошо, а выходит плохо. Хочешь помнить, а всё-таки забываешь. И о том, почему одни люди делают всё как надо, а у других ничего не выходит…

Долго сидели вместе отец и сын и беседовали о важных вещах. Наступил вечер, стемнело. Одна за другой на небо выходили звёздочки и смотрели вниз ясными глазами.

Женя с папой не зажигали в комнате света. Им и так было хорошо.

Потом пришла мама, повернула выключатель. Стало светло и совсем хорошо…».   

Мир, в котором живёт Женя, – знакомый, безопасный, незыблемый И в этот тихий, уютный мирок врывается Санька

Мир, в котором живёт Женя, – знакомый, безопасный, незыблемый: таким делают его любящие взрослые. У мальчика есть друзья в детском саду, спокойная, мудрая и внимательная воспитательница, он знает всё и всех, ему интересно жить и познавать мир. Есть у него и своя сфера ответственности – кровать заправить, посуду помыть, подмести пол.

И тут в этот тихий, уютный, уравновешенный мирок врывается Санька.

Санька – это двоюродная сестра Жени. Её мама решила оставить девочку у своей сестры, Жениной мамы, пока не освоится на новом месте – она уезжает работать в далёкую деревню. Так в семье Жени неожиданно появляется любознательная и своенравная четырёхлетняя девчонка, которая требует внимания, заботы, терпения и любви.

Женя мальчик добрый, сознательный и ответственный – настолько, насколько это может быть в его возрасте. Он пытается наладить отношения с сестрёнкой.

«Саня пошевелилась, и вдруг Женя ужасно испугался. Как будто – что страшного в маленькой девочке? Но сейчас Женя её боялся. Она ещё не знает, что мама оставила её одну, а сама уехала. А что будет, когда узнает? Ужасный крик и плач – вот что будет! И Женя должен будет успокаивать. А чем? Может, те, у кого есть маленькие сёстры и братишки, – те это умеют. А Женя никогда ничьим братом не был, ни младшим, ни старшим, и ни разу в жизни не успокаивал ревущих девчонок. Один раз он видел, как Вова Павлов, их сосед, успокаивал шестимесячного братишку: тряс погремушку над коляской.

Но погремушки в доме не было. И не поможет ей погремушка.

Что же делать? Женя даже вспотел, – как трудно было придумывать. Но он всё-таки придумал.

Он тихонько встал. Тихонько, чтобы не разбудить Саню, притащил из кухни большой умывальный таз, поставил его возле Саниной кровати. Потом долго носил воду в кувшине и выливал в таз. Налил его доверху. Тогда он достал самую прекрасную свою игрушку – парусную лодку – и пустил её на воду.

Вот теперь не страшно. Может просыпаться. Каждому человеку понравится такая красота. Тут забудешь про всё на свете, когда её увидишь!»

Правда, заканчивается всё это плачевно: таз перевёрнут, вся одежда в воде, а Саня заливается слезами, сидя в луже на полу, и зовёт маму. Женя видит, что все на него рассердились, жалеет себя, а обида и неприязнь к девчонке в его душе всё растёт и растёт.

Можно сказать, что родители мальчика неправы: они должны были понять, что ему непросто, они должны были уделить ему больше внимания, они должны были… Да, наверное, должны. Но в этом и есть правда жизни, в этом и проявляется талант автора – не приукрашивать ситуацию. Рассказать так, как есть, как бывает в жизни. Всегда ли мы ведём себя мудро со своими детьми, особенно если оказываемся в непредвиденной, сложной ситуации, когда мы раздражены, напуганы, растеряны? Так случилось и с родителями Жени, и с ним самим, да и маленькой Сане непросто: нежданно-негаданно она осталась без мамы…

Женя жалеет себя, а обида и неприязнь к девчонке в его душе всё растёт и растёт

Но жизнь продолжается: девочка привыкает к семье своей тёти, к новому укладу. Она помогает на птицеферме, кормит цыплят. Саня получает хороший жизненный урок: стащив яйцо из инкубатора, приносит его домой, но её заставляют вернуть его на фабрику и попросить прощения.

Женины родители изо всех сил стараются помочь освоиться девочке, которая тоскует по маме. Они играют с ней, дают ей посильные поручения по дому, и Саня впитывает всё, как губка. На внимание и ласку девочка чутко отзывается, но на Женино упорство и противостояние отвечает тем же. И взрослые, конечно, более лояльны к ней – маленькой, оставшейся без мамы девочке, чем к её старшему брату.

В душе Жени зреет обида. Ему кажется, что никто его не любит и не понимает.

«Пускай всё берёт, ничего мне не надо. Папа за неё и мама за неё, а за меня так никто», – думает он.

Гернет живо и наглядно показывает читателю чувства Жени: ему непросто, больно, обидно и одиноко. Взрослые не понимают его, вернее, просто не замечают состояния мальчика. А он сам словно бы ныряет с головой в свою обиду, погружается в неё всё глубже.

Однако жить в этой обиде, подпитывать её оказывается не так-то весело. Гораздо интереснее всё-таки подружиться с Саней, помогать ей, учить, оберегать её. Постепенно, иногда исподволь, иногда сознательно, мальчик сближается с сестрёнкой. Вот он поручает ей важные дела на дежурстве в садике, а вот они уже вместе моют посуду дома, подметают комнату, кормят цыплят. И Саня, строптивая и своевольная девчонка, которая ещё недавно говорила Жене «ты плохой», ходит за ним, как нитка за иголкой. И вроде бы всё хорошо.

Гернет наглядно показывает читателю чувства Жени: ему больно, обидно и одиноко

Но случается несчастье: Саня пропадает. Пропадает по вине Жени – хотя что взять с шестилетнего мальчика? Это понимают все взрослые и не винят его.

Зато Женя винит себя. Он ищет сестрёнку вместе со взрослыми, переживает и плачет. И когда находят, наконец, Саню, еле живую от усталости и слёз, с пораненной ножкой, мальчик понимает одну важную вещь. Хорошо – это не когда всё внимание и любовь отдают тебе. Хорошо – это когда рядом на кровати сопит, свернувшись калачиком, живая и здоровая маленькая сестрёнка.

Жене было значительно тяжелее тех ребят, у кого рождаются младшие брат или сестра: обычно родители готовят старших детей к этому событию. Женя стал старшим братом неожиданно, заполучив не беспомощного младенца, а самостоятельную и упрямую девчонку. Но – удивительное дело – именно необходимость следить за Саней, ответственность за неё помогает мальчику повзрослеть, воспитывает в нём настоящие мужские качества – не показную «крутизну», а серьёзность, смелость и терпение. «Я же тут, – чего ты боишься?» – говорит он сестрёнке, прижимая её к себе, когда за окном бушует гроза. Жене страшно, но он не даёт воли своему страху: ведь рядом Саня.

Проблема детской ревности и крепнущей привязанности Сани и Жени – основная, но далеко не единственная в повести. Здесь много говорится и о дружбе, и о взаимопомощи, и о совместном труде, который увлекает ребят в детском саду не меньше, чем игры. Вот они строят мост через лужу, вот собирают чёрную смородину, а вот копают тоннели и создают в соседнем овражке самое настоящее метро – с затейливо украшенными станциями и тоннелями. И о первенстве, и о соперничестве, и о зависти говорит писательница.

Нина Гернет тонко и увлекательно рисует психологические портреты детей – не только главных героев, но и тех, кто их окружает. Она серьёзно и увлекательно рассказывает о детских проблемах, бедах и радостях. И всё это вместе, в совокупности с атмосферой привольного деревенского лета, рождает особый дух произведения: в нём хорошо всем – и героям, у которых интересная, насыщенная событиями, дружбой, играми и полезными делами жизнь, и читателям, которые погружаются в эту добрую, поучительную без занудства и нарочитого назидания историю.

«Сестрёнка» – это повесть, которую можно и нужно читать вместе с ребёнком. Каждая глава – повод для интересного разговора с ребёнком о честности, дружбе, ответственности, труде. Однако интересна она будет не только шестилеткам – в исполнении мамы, но и младшим школьникам, способным прочитать произведение самостоятельно. Уж очень легко, увлекательно и «вкусно» она написана.


Мария Минаева

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.