Человек, не уставая, может часами смотреть на горящий огонь, текущую воду, звездное небо и океанский прибой, альпийские горные пейзажи, безбрежные лесные или степные дали. Человек душой тянется к ним. Почему же?

На этот вопрос лучше всего отвечают поэты.

Для кого-то – это стихия, которая дарит радость, красоту и чувство свободы.

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

А. Пушкин. К морю

Для кого-то – это стихия, которая дарит озарение и обновление.

Когда-нибудь и мы расскажем,
Как мы живем иным пейзажем,
Где море озаряет нас,
Где пишет на песке, как гений,
Волна следы своих волнений,
И вдруг стирает, осердясь.

Д. Самойлов. Пярнуские элегии

Для кого-то – это возможность остаться наедине и предаться философствованию.

В море одна лишь волна – быстротечная.
В небе одна лишь звезда – бесконечная.
В мире одна лишь душа – вечная.

А. Блок

Кто-то просит успокоения и исцеления души.

Сумрак ночей и улыбку зари
Дай отразить в успокоенном взоре.
Вечное море,
Детское горе мое усыпи, залечи, раствори.

М. Цветаева. Молитва морю

Для кого-то море и небо – это источник вдохновения.

Любуясь раздольем движенья двойного,
Мечта позабыла мертвящую сушу,
И с моря ночного и неба ночного
Целебною силою веяло в душу.

А. Фет. Море и звезды.

Кто-то постоянно находится в движении, покоряет вершины и бескрайние просторы.

Взята вершина – клотики вонзились в небеса!
С небес на землю – только на мгновение:
Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса –
И снова начинаем восхождение.

В. Высоцкий. Гимн морю и горам.

Кто-то же находит себя, испытывая настоящий духовный восторг при виде неземной красоты.

Что было вечно? Что мгновенно?
Не знаю, и не все ль равно,
Когда с красою неизменной
Ты вдруг становишься одно.

Когда такая тишина,
Когда собой душа полна,
Когда она бесстрашно верит
В один-единственный ответ –

Что время бытию не мера,
Что смерти не было и нет.

О. Берггольц. Дорога в горы.

И все же, почему душу человеческую влечет к морю, к горе, к огню? Потому что гора, море, небо, огонь, источник воды – это символы бесконечного – символы вечного – символы Бога.

Гора, море, небо, огонь, источник воды – это символы вечного – символы Бога

По слову Симеона нового Богослова, который, обращаясь к Богу: «И хоть много различных мы имен Тебе дали» – перечисляет эти имена:

«Потому это благо называем мы часто не одним только словом, но по-разному: светом, миром, радостью жизни, пищей, влагой, росою, одеяньем, покровом, пренебесным чертогом, воскресеньем, востоком, утешеньем, купелью, и огнем, и водою, и источником жизни, и рекой, и потоком, и богатством для верных, хлебом нашим насущным и вином животворным, новым пиром сладчайшим, наслаждением тайным, солнцем вечно светящим, вечно яркой звездою и лампадой, что в сердце светит ярко и ясно» (Симеон Новый Богослов. Гимн № 19).

Человек душой, часто не осознавая этого, тянется к вечному. А душа, как известно, по природе своей христианка (Тертулиан), стремится к своему Творцу. Но, к сожалению, за символом, за внешней красотой и величием не видят Творца этого величия и красоты и ограничиваются в лучшем случае покорением величайших вершин и бескрайних пространств, в худшем случае – борьбой за лучшие места с видом на море, гору, водопад.

Но символ используется человеком в своей деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Либо человек ищет лучшее место под солнцем, либо ищет вечности. Увы, люди могут всю свою жизнь наслаждаться океаном, огнем, потоком воды, звездным или синим небом – и не увидеть в них Создателя всего этого. А почему? Потому что Создателя может увидеть лишь тот, кто старается взойти на гору Господню и встать на месте Его Святом (ср. Пс. 23, 3). Это стихи из 23 псалма, который входит в Канон ко Причащению, и православные христиане знают его.

Так кто же взойдет на гору Господню? По толкованию блаженного Феодорита Кирского:

«Горою же здесь называет не земной, а небесный Сион, который указал нам апостол Павел, говоря: ‟приступите к Сионской горе, и ко граду Бога Живого, небесному Иерусалиму” (Евр. 12, 22), поэтому предварительно научил, что Бог всяческих есть Творец и Создатель, то весьма кстати указует ведущий к Нему путь, на вопрос дает ответ. Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно (ближнему своему) (Пс. 23, 4). Кто желает взойти на оную гору, тому, говорит пророк, надлежит очистить душу от неуместных помыслов и иметь руки свободными от подобных деяний. Потом показывает плод сих добрых дел. Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего (Пс. 23, 5)».

Но как гора, море, небо, огонь являются символами вечности, так и красота является отражением вечности.

Как гора, море, небо, огонь являются символами вечности, так и красота является отражением вечности

Блаженный Феофилакт Болгарский, комментируя слова апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13, 12)», пишет:

«Нынешнее наше знание – какое-то темное. Ибо видим ныне в зеркале… гадательно, дабы с наибольшей точностью показать неполноту этого знания».

А Климент Александрийский к этому добавляет:

«Познавая самих себя по отражению Бога (в нас), мы по возможности одновременно созерцаем и производящую причину Божественного в нас».

Почему люди стремятся к красоте? То же самое влечение души человеческой к вечному. Но нельзя всю жизнь быть зависимым от подсознательного влечения, пусть даже и к вечным символам. Надо осознанно стремиться к вечному, к красоте, к совершенству, к горе Божией (Пс. 67, 16–17).

Понудим себя и мы, всей крепостию своею, всеми силами души, всем разумением – шаг за шагом милостью Божией подниматься по лествице духовной, очищая сердце и руки, на святую гору Его, во град Бога нашего, где Великий Господь восхваляется всеми святыми от века угодившими Ему. Аминь.

Епископ Цалкинский Григорий (Кация)

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.