Человек, не уставая, может часами смотреть на горящий огонь, текущую воду, звездное небо и океанский прибой, альпийские горные пейзажи, безбрежные лесные или степные дали. Человек душой тянется к ним. Почему же?
На этот вопрос лучше всего отвечают поэты.
Для кого-то – это стихия, которая дарит радость, красоту и чувство свободы.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
А. Пушкин. К морю
Для кого-то – это стихия, которая дарит озарение и обновление.
Когда-нибудь и мы расскажем,
Как мы живем иным пейзажем,
Где море озаряет нас,
Где пишет на песке, как гений,
Волна следы своих волнений,
И вдруг стирает, осердясь.
Д. Самойлов. Пярнуские элегии
Для кого-то – это возможность остаться наедине и предаться философствованию.
В море одна лишь волна – быстротечная.
В небе одна лишь звезда – бесконечная.
В мире одна лишь душа – вечная.
А. Блок
Кто-то просит успокоения и исцеления души.
Сумрак ночей и улыбку зари
Дай отразить в успокоенном взоре.
Вечное море,
Детское горе мое усыпи, залечи, раствори.
М. Цветаева. Молитва морю
Для кого-то море и небо – это источник вдохновения.
Любуясь раздольем движенья двойного,
Мечта позабыла мертвящую сушу,
И с моря ночного и неба ночного
Целебною силою веяло в душу.
А. Фет. Море и звезды.
Кто-то постоянно находится в движении, покоряет вершины и бескрайние просторы.
Взята вершина – клотики вонзились в небеса!
С небес на землю – только на мгновение:
Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса –
И снова начинаем восхождение.
В. Высоцкий. Гимн морю и горам.
Кто-то же находит себя, испытывая настоящий духовный восторг при виде неземной красоты.
Что было вечно? Что мгновенно?
Не знаю, и не все ль равно,
Когда с красою неизменной
Ты вдруг становишься одно.
Когда такая тишина,
Когда собой душа полна,
Когда она бесстрашно верит
В один-единственный ответ –
Что время бытию не мера,
Что смерти не было и нет.
О. Берггольц. Дорога в горы.
И все же, почему душу человеческую влечет к морю, к горе, к огню? Потому что гора, море, небо, огонь, источник воды – это символы бесконечного – символы вечного – символы Бога.
Гора, море, небо, огонь, источник воды – это символы вечного – символы Бога
По слову Симеона нового Богослова, который, обращаясь к Богу: «И хоть много различных мы имен Тебе дали» – перечисляет эти имена:
«Потому это благо называем мы часто не одним только словом, но по-разному: светом, миром, радостью жизни, пищей, влагой, росою, одеяньем, покровом, пренебесным чертогом, воскресеньем, востоком, утешеньем, купелью, и огнем, и водою, и источником жизни, и рекой, и потоком, и богатством для верных, хлебом нашим насущным и вином животворным, новым пиром сладчайшим, наслаждением тайным, солнцем вечно светящим, вечно яркой звездою и лампадой, что в сердце светит ярко и ясно» (Симеон Новый Богослов. Гимн № 19).
Человек душой, часто не осознавая этого, тянется к вечному. А душа, как известно, по природе своей христианка (Тертулиан), стремится к своему Творцу. Но, к сожалению, за символом, за внешней красотой и величием не видят Творца этого величия и красоты и ограничиваются в лучшем случае покорением величайших вершин и бескрайних пространств, в худшем случае – борьбой за лучшие места с видом на море, гору, водопад.
Но символ используется человеком в своей деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Либо человек ищет лучшее место под солнцем, либо ищет вечности. Увы, люди могут всю свою жизнь наслаждаться океаном, огнем, потоком воды, звездным или синим небом – и не увидеть в них Создателя всего этого. А почему? Потому что Создателя может увидеть лишь тот, кто старается взойти на гору Господню и встать на месте Его Святом (ср. Пс. 23, 3). Это стихи из 23 псалма, который входит в Канон ко Причащению, и православные христиане знают его.
Так кто же взойдет на гору Господню? По толкованию блаженного Феодорита Кирского:
«Горою же здесь называет не земной, а небесный Сион, который указал нам апостол Павел, говоря: ‟приступите к Сионской горе, и ко граду Бога Живого, небесному Иерусалиму” (Евр. 12, 22), поэтому предварительно научил, что Бог всяческих есть Творец и Создатель, то весьма кстати указует ведущий к Нему путь, на вопрос дает ответ. Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно (ближнему своему) (Пс. 23, 4). Кто желает взойти на оную гору, тому, говорит пророк, надлежит очистить душу от неуместных помыслов и иметь руки свободными от подобных деяний. Потом показывает плод сих добрых дел. Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего (Пс. 23, 5)».
Но как гора, море, небо, огонь являются символами вечности, так и красота является отражением вечности.
Как гора, море, небо, огонь являются символами вечности, так и красота является отражением вечности
Блаженный Феофилакт Болгарский, комментируя слова апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13, 12)», пишет:
«Нынешнее наше знание – какое-то темное. Ибо видим ныне в зеркале… гадательно, дабы с наибольшей точностью показать неполноту этого знания».
А Климент Александрийский к этому добавляет:
«Познавая самих себя по отражению Бога (в нас), мы по возможности одновременно созерцаем и производящую причину Божественного в нас».
Почему люди стремятся к красоте? То же самое влечение души человеческой к вечному. Но нельзя всю жизнь быть зависимым от подсознательного влечения, пусть даже и к вечным символам. Надо осознанно стремиться к вечному, к красоте, к совершенству, к горе Божией (Пс. 67, 16–17).
Понудим себя и мы, всей крепостию своею, всеми силами души, всем разумением – шаг за шагом милостью Божией подниматься по лествице духовной, очищая сердце и руки, на святую гору Его, во град Бога нашего, где Великий Господь восхваляется всеми святыми от века угодившими Ему. Аминь.
Епископ Цалкинский Григорий (Кация)