Ты заставляешь меня испытывать боль, но я перед тобой преклоняюсь. Вы понимаете, к чему относится этот заголовок, – к Честному Кресту, к смыслу креста в моей повседневной жизни, каждый миг, каждую уходящую минуту. Ты заставляешь меня испытывать боль, Честный Кресте, потому что приходишь и растаптываешь мое «эго», приходишь и изгоняешь из меня всё непотребное, греховное, эгоцентричное, больное, болезненное, проблемное. Ты терзаешь меня, изводишь, мучаешь, но я тебе поклоняюсь, люблю тебя, заключаю в объятия и не оставляю тебя, я еще с тобой.

Всё это звучит теоретически, но потом я спрашиваю себя: а действительно ли я поклоняюсь Честному Кресту? Внешне, конечно, я ему кланяюсь, но по жизни поклоняюсь ли я тому кресту, который несу?

А ты разве тоже не несешь креста? Каждый человек несет свой крест, но как трудно ему поклониться, как трудно к этому кресту, которого касаемся устами, прикоснуться и сердцем и принять его! И чтобы наше сердце не просто прикоснулось к нему, а чтобы оно взошло на этот крест. Представь себе крест и на нем – прикованное сердце, из которого сочится кровь, но оно не хочет сойти с него, то есть ему не противится. Это очень трудно.

Мне нравится Честный Крест как очертание, мне приятно видеть людей, которые ходят с крестиком. При Крещении крестный или крестная покупают младенцу, которого крещают, красивый крест. Когда мы примем Крещение, крест войдет в нашу жизнь и впечатается нам в душу. И в ней начнут происходить серьезные вещи. Вот где я хочу, чтобы ты был, вот где важно, что мы станем делать.

Мы начинаем жизнь с креста, проводим ее с крестом и завершаем крестом – над своей могилой

Мы начинаем жизнь с креста, проводим ее с крестом и завершаем, опять же, крестом над своей могилой. Церковь ставит над нашей могилой крест, чтобы показать, что мы христиане и нас защищает его непобедимая сила, а также для того, чтобы показать, что вот этот человек, который лежит здесь, в земле, был распятым в жизни и поэтому сейчас имеет право на воскресение. Он несет на себе знаки Христа. Прошел через боль, плакал, страдал, прикладывал усилия, подвизался, боролся в душе, падал, вставал, получал раны, проливал кровь, обливался слезами.

Каждое тело, положенное в гроб, – это тело распятое, распятая душа, которая не уходит в землю, а возносится на встречу с Творцом, с Судией. Такова тайна креста в нашей жизни.

Почему я говорю тебе всё это? Потому что это легко. Мы говорим это потому, что говорить легко, а испытывать боль тяжело. Когда испытываем боль, мы не говорим. Когда испытываешь боль, ты уже не ведешь радиопередач, а молчишь, и тогда ты воистину богословствуешь, тогда воистину переживаешь Христа, тогда ты воистину живешь неизреченными вещами, и в тебе вырастает одно огромное Почему, огромный плач. А в другой раз в тебе появляется терпение, славословие Бога, молитва – по-разному, у каждого своя борьба.

Я вспомнил об этом, потому что наша жизнь – это неизбывная боль и крест, во все времена. И даже если на дворе будет Пасха, ты всё равно понесешь какой-нибудь крест, какое-нибудь испытание, какую-нибудь боль, что-нибудь да произойдет. Но, как говорил один человек, разве нет другого выхода? То есть разве обязательно проходить через крест? Поговорим об этом далее.

Я говорю сумбурно, потому что и жизнь наша тоже сумбурна: из радости мы переходим в печаль и из печали в радость, одно сменяется другим. Как же мне упорядочить то, в чем нет порядка? Как упорядочить события, которые я объясняю, если они случаются так неожиданно в нашей жизни? Вдруг происходят какие-то события, и ты оказываешься на грани умопомешательства, затем, тоже вдруг, наступает огромная радость, а потом – сильнейшая боль, что-то неожиданное, негаданное, непредсказуемое, и ты постепенно начинаешь понимать тайну боли, тайну креста в своей жизни.

Проблема начинается тогда, когда я не почитаю того креста, который Господь дает мне, негодую, ропщу

Твоя боль – это твой честной крест, который ты держишь, когда держишь его правильно, когда его не бросаешь, когда не попираешь его ногами, когда о нем не забываешь и не негодуешь. Проблема начинается тогда, когда я в своей жизни не почитаю и не люблю того креста, который Господь дает мне, негодую, ропщу, кричу, огорчаюсь, жалуюсь и всегда возношу молитву с негодованием: ну почему со мной происходит это, почему со мной случилось то? И Христос говорит:

– Жаль! Ты ездишь в Иерусалим, на Святую Землю, на Голгофу, любишь растрогаться сердцем, плакать и умиляться, но где всё это сейчас? Я не хочу, – говорит Христос, – одного этого. Я хочу, чтобы ты и в своей жизни нес крест, свой крест!

А теперь кое-что практическое. Старец Иероним Эгинский говорит, что на нашем крестике должен быть изображен Христос, потому что кресты бывают разные. Будем обращать внимание на то, какой крест носим, чтобы он был православным, обладал Божией благодатью. И крест всегда должен быть на нас, чтобы служить отличительным признаком наших души и сердца.

Да, крест доставляет боль, но он – наше исповедание Христа, ибо Христос говорит:

– Исповедуй в этой жизни, что любишь Меня.

В России есть люди, которые во времена коммунизма мученически погибли, пролили свою кровь, их расстреливали, мучили в психушках и убивали за то, что они не давали снять с них крест. Ты слышал об этом? Он держал свой крестик в руке, а другой ему говорил:

– Раскрой кулак, чтобы я взял его и выбросил!

Но мученик его не отдавал. И когда христианину силой разжимали руку, она была вся в крови, потому что крест в нее врезался. Он окровавил себе руки, чтобы не выпустить креста.

Честной Крест – это не что-нибудь маловажное. Задумайся о Честном Кресте и окровавленном Христе на нем. Пресвятая кровь Его течет, а ты Ему кланяешься, любишь Его и говоришь:

– Господи, сколько же Ты страдаешь за нас! Зачем Ты пошел на эту боль? Разве Ты должен был пройти через всё это? Разве не мог простить нас, возлюбить, даровать нам рай без того, чтобы распинаться? Зачем Тебе было проходить через это? Зачем?

И Христос отвечает:

– Я всё мог сделать – Я же Бог. Но Я так сильно люблю тебя! А этого нельзя было показать никак иначе, как только этим способом.

Умереть на кресте – это высочайшая любовь. И Господь умер так из любви к нам

Это был способ высочайшей любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Это высший признак любви – умереть за тех, кого любишь. «Я готов умереть за тебя», – это говорили тебе другие. И пусть хоть они это тебе скажут, хоть я, и хоть ты это скажешь мне, но мы этого не сделаем. Никто за тебя не станет умирать. Никто ни за кого не умирает, Один лишь Господь умер из любви к нам.

Он сказал это и сделал. И не просто сделал: то, что Он сделал, обладает огромной ценностью. Потому что если я умру за тебя, в этом не будет особой ценности: я человек. А здесь Сам Господь приносит Себя в жертву за нас. Христос со Своей безграничной Божественной любовью вошел в нашу жизнь и до такой степени отождествил Себя с нашей болью. Он говорит:

– Я сделал для тебя всё, чтобы ощутить тебя во всех проявлениях твоей боли. Одного только Я не почувствую – твоего греха. Греха Я не совершу, но понесу на Своем теле и в душе вину твоей жизни, вину твоего греха.

Не совершая греха. Вот что сделал Господь. Не согрешил, но испытал тяжесть вины и боли на Кресте и говорит:

– Я хочу почувствовать тебя до конца.

Господь, говорит евангелист, возлюбил апостолов совершенной любовью, которой нет в мире сем (см.: Ин. 13: 1; 15: 9). Поэтому не стыдись Честного Креста, носи его, крестись, прикасаясь ко лбу при крестном знамении, потому что в голове, уме скрывается проблема: там у тебя не всё хорошо, в уме у тебя витают разные фантазии, ты отвлекаешься, забываешь, думаешь о чем попало, возникают всякие помыслы, и ты запутываешься. Коснись же лба при крестном знамении, чтобы ум твой просветился и распялся. Коснись головы, распни и тело, чтобы тебе быть благословенным.

От креста исходит огромная сила. Диавол знает это очень хорошо, но не надо, чтобы сегодня он объяснял нам это. Если диавол увидит честной крест, он – и он это прекрасно знает – ощущает на себе его непобедимую силу, которая его пожигает.

«Господи, оружие против диавола – Крест Твой дал еси нам»[1]. Диавол приходит в ужас и трясется, не вынося вида его силы. Не может он смотреть на силу креста. Даже взглянуть на него не может. А ты его вообще не носишь, даже не умеешь креститься – крестишься вкривь и вкось. Садишься за стол не перекрестившись, просыпаешься без крестного знамения, ложишься без крестного знамения, садишься за руль не перекрестившись, а иногда даже ругаешь крест.

Садишься за стол, засыпаешь и просыпаешься без крестного знамения… И так разрушаешь мост общения с Богом

Это недопустимо, потому что этим ты сам для себя разрушаешь мост общения с Богом. Мост, который Он перекинул на землю, мост общения с нами – это Честной Крест. По нему шагал Господь, чтобы войти в соприкосновение с нами. Он прошел этот путь, крестный путь. Поэтому и говорит:

– «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24).

Что же Он имеет в виду, говоря «за Мною»?

– Что Я буду идти впереди.

– А зачем Тебе идти впереди, Господи?

– Я должен идти впереди, дитя Мое, чтобы проделать тебе путь. Потому что, если не пойду впереди, ты истечешь кровью. Я иду впереди, чтобы Самому истечь кровью, чтобы терния впились в Мои ноги, руки, и Я проложил тебе путь через препятствия, искушения, камни, терния, заросли.

В походе кто идет впереди? Не малый ребенок, а опытный человек, чьи руки не побоятся схватиться за ветки и колючки. Он прокладывает путь и говорит другим:

– Проходите.

И Христос идет впереди не из эгоизма и не для того, чтобы эгоистично истечь кровью, а идет смиренно и говорит:

– Я истекаю кровью. Вы будете видеть капли крови и будете идти за Мной, и что буду делать Я, то же будете делать и вы, если хотите спастись. Я распинаюсь, распнешься и ты. Распнешься болью, которую встретишь в жизни.

А у тебя есть свой крест? Смотри, сейчас я тебе кое-что скажу. Если ты сейчас слушаешь эту передачу и тебе кажется, что всё это не имеет к тебе отношения, то я тебе завидую. То есть если ты сейчас слушаешь и думаешь: «Да о чем говорит этот человек?! Какие еще кресты, что всё это значит? Не понимаю! Я не вижу этой боли, где она?» Ну, тогда это значит, что ты в жизни еще не испытал боли. Ты счастлив – естественно, пока.

Да, есть такие люди, которые еще не понесли особого креста в жизни. Я тоже, будучи маленьким, был таким. И не то что бы сейчас у меня был страшный крест, но, когда был маленьким, я ходил на какие-то проповеди, которые произносил один слепой священник у себя на дому. Он говорил простыми словами и с какого-то момента стал говорить одно и то же, потому что он не мог видеть, чтобы прочитать что-нибудь новенькое.

Он говорил самыми простыми словами, которые нас трогали. И когда начинал говорить о боли в жизни, о жизненном кресте, страданиях и проблемах, то некоторые женщины тяжело вздыхали. А я был маленьким и говорил себе: «Да что они делают? Стоит ему заговорить о кресте и боли, все тут же начинают вздыхать, а некоторые даже плачут. Что это за боль такая в жизни? Неужели у людей столько боли?» А что могло быть у меня? Я ведь еще был маленьким ребенком.

Или как однажды, когда я вышел из церкви и увидел отца с малышом, которого он усадил в машину после службы, и он сидел себе в кресле и читал сказку. А отец пошел искать остальных детей, отряхивать им костюмчики. У отца кругом одни заботы, мать тоже носится в хлопотах, а у ребенка одна забота – читать сказки, выпить свое молочко, уснуть, встать, пойти с тобой на прогулку, покататься на аттракционах, сходить в парк, всё такое. И этот малыш не может этого понять, как и ты сейчас не можешь понять того, о чем мы говорим, если не испытал боли.

Блажен ты, не испытывающий боли! Прославляй за это Бога и говори: «Господи, благодарю Тебя, что до сих пор у меня всё в жизни хорошо и благословенно! Благодарю Тебя, потому что это тоже крест, но уже иного рода». Если не скажешь: «Благодарю Бога за Его дары», – ты потонешь среди даров и лишишься их. Так что будь бдителен! Это обоюдоострый нож – когда у тебя в жизни всё хорошо, а ты неблагодарен.

Если ты говоришь, что у тебя нет боли, то я желаю тебе, чтобы это продолжалось и дальше, как судит Бог, и чтобы у тебя оставался этот покой и уютная жизнь.


(Окончание следует.)



Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.