Христос говорит в Нагорной проповеди:

– Блаженны милостивые, блаженны смиренные…

Он Сам такой. И говорит:

– Это та частота, на которой Я работаю.

Он являет Себя и показывает тебе человеческое Бога через Христа, то есть каким был бы Бог как Человек. Сходит в творение и показывает тебе Свой тропос[1]. И говорит:

– Как Я всем этим исповедую тебя как Мое дитя и доверяюсь тебе, так и, если ты будешь исповедовать Меня, эта связь будет действовать, развиваться, восполняться, и ты станешь богочеловеком по благодати.

Какими являются святые. Так просто.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10: 37).

Почему? Потому что Бог любит нас больше Себя. Вы слышите? Вы в это не верите, но это так. Потому что Он не нуждается в тебе. Кто нуждается в тебе, тот не любит тебя по-настоящему. А Бог любит тебя больше, чем Себя. Да. Потому что если бы Он –абсолютное Существо – любил Себя наравне с тобой, то Он реально не любил бы тебя. Если почитаете Коран, то увидите, что у Аллаха много имен, но нет имени «любовь».

Почему же Бог любит тебя, почему вступает в такую связь, которая может оказаться катастрофической и которая реально и оказалось такой, когда Он стал Человеком? Чтобы человек мог любить таким же образом. Не правда ли? Бог любит человека больше, чем Себя.

Бог любит человека больше, чем Себя. А мы? Мы любим только свое «Я», которое нас предает, истлевает, умирает

Я люблю свое «Я», но оно меня предает, истлевает, умирает. Получается ли у кого-нибудь справиться с собой? Я еще не видел такого человека. Чтобы он замкнулся в себе и сказал: «Вот, я здесь, и у меня всё в порядке!» У всех проблемы с умом, душой, телом, страстями.

Когда тебя кто-нибудь любит, он берет на себя ответственность за всё это. Ты любишь не только лицо другого. Поэтому любовь – это духовное событие, если она когда-нибудь произойдет.

и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10: 37).

И своих детей. Ты говоришь, что любишь своих детей больше всего, но, опять же, любишь себя.

И, словно всего этого недостаточно, Он добавляет:

и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10: 38).

Возьми крест. Так Он описывает связь, которая у Него имеется с нами. Потому что я Его постоянно распинаю.

Любой духовник знает, что человек усиленно борется с тем, что сам же делает, с целой индустрией грехов, которая в нас есть, мы их даже любим и приукрашиваем, в том числе перед духовником. А что мы тем самым делаем, как не распинаем Его снова и снова? Мы Его реально предаем. Мы уверены в своем величии и в то же время совершаем грехи, а потом идем на исповедь и говорим одно и то же. Кто же Этот Глупец, Который говорит тебе: «Прощаю тебя»?

Поставьте себя на место Бога, и чтобы к тебе приходил кто-нибудь, являющийся твоим рабом, твоим творением, чтобы ты его создал, а он тебе каждый день говорил бы:

– Прости меня, я сегодня опять сделал то же, что вчера!

На другой день:

– Прости меня, я сегодня опять сделал то же, что вчера!

На третий:

– Прости меня, я сегодня опять сделал то же, что вчера!

Что бы ты сказал ему в один прекрасный момент?

– Ну всё, хватит! За кого ты меня держишь, за идиота?

Но Бог этого не делает. Наша связь с Ним всегда крестная. Крестом Христос показывает, как Он связывается с каждым из нас – крестно, это Ему стоит очень дорого. И если любовь не стоит дорого, то это не любовь, а нарциссическое веселье.

Слышите ли меня вы, которые помоложе, вы, которые говорите: «Я тебя люблю»? Сегодня среди молодежи так водится, что один молчаливо соглашается быть зеркалом для другого. И первый спрашивает:

– Ты меня видишь?

А он отвечает:

– Вижу! Ой, какой ты хороший!

Но в какой-то момент зеркало дает трещину.

– Ты меня обманула!

Да не обманывала она тебя. Просто стала более искренней, поняла, что такой труд – отражать тебя – больше того не стоит.

Вы поняли? Нет, наша эпоха этого не понимает. Поэтому у нас и есть те проблемы, которые есть. Потому что вся наша культура – это культ вот этого «Я». Культ идола «Я». Я называю это в той книге, о которой вам говорил, «воображаемым субъектом». Субъект собственного воображения.

Наше время – «эпоха воображаемого». Мы воображаем себя и свою жизнь. Но это шизофрения

Другими словами, человек воображает самого себя. Сегодня молодежь, особенно дети, получают мистическую заповедь: «Вообрази себе» – и с этой заповедью входят в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер и там поклоняются своему «Я», своему воображаемому «Я». И в этой тотальной сокрытости гипотетически создают отношения. Я не понял, каковы эти отношения. Но думаю, с развитием искусственного интеллекта скоро не нужны будут отношения.

Вы, взрослые, всего этого не знаете. Скоро мы будем носить очки виртуальной реальности, и у нас всё будет таким, каким мы хотим, и я не понимаю, зачем мне тогда иметь связь с кем бы то ни было, если это стоит такого труда!

Чистое воображение. Но с психиатрической точки зрения, это, по сути, шизофрения, психоз. Всё это обладает динамикой и поведением психоза.


Священник Николай Людовикос
Перевела с болгарского Станка Косова

Задругата

[1] Тропос – образ, способ, форма существования.

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.