19 апреля 2021 года, в день памяти святителя Иова, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, а также преподобного Севастьяна Карагандинского, глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Троице-Никольском женском монастыре города Ташкента.

Его Высокопреосвященству сослужили: иерей Александр Балухатин, иерей Игорь Сладков, диакон Михаил Межовиков, диакон Валерий Рыжов, диакон Петр Гнатик.

 

За Богослужением также молились настоятельница монастыря игуменья Екатерина (Мальгина) с сестрами святой обители, а также учащиеся Регентского и Катехизаторского отделений Ташкентской Православной духовной семинарии.

 

По окончании службы владыка Викентий по традиции обратился к молящимся со своим архипастырским словом, кратко рассказав о трудах и подвигах святителя Иова и преподобного Севастьяна Карагандинского:

 

«Святитель Иов был первым Патриархом Всероссийским, который был возведен на патриаршее служение в 1589 году. Наша Святая Церковь развивалась, приумножалась, и эта Сила Божия, которая и двигала развитие нашей Церкви, дала нам своего Патриарха. До этого Церковь наша была в подчинении Константинопольского Патриарха, и он назначал и митрополитов на нашу землю. И вот в 1448 году был избран первый митрополит Иона на митрополичью кафедру Собора Русских Святых. Таким образом, Патриарх Константинополя потерял такое право, потому что тогда Константинопольский патриархат впал в ересь, в унию, и Русская Православная Церковь взяла на себя эстафету сохранения чистоты Православия. И поэтому наши предки избрали своего митрополита, а потом и своего Патриарха. И вот Святейший Патриарх Иов был первым Патриархом Всероссийским. Его житие начинается подвигами труда и молитвы в монастырях нашей Церкви и потом с избранной руководящей должности за его усердие, его грамотность, за его любовь ко Христу, Царству Божию. Бытописатели жизни его указывают, что он знал наизусть Евангелие, Псалтырь и многие другие песнопения, которые поются и читаются в храме Божием. То есть этим самым видно, что Святейший Патриарх Иов, находясь в храме Божием, не просто стоял и время тратил, но внимал всему, что читается, что поется в храме. Таким образом, запоминал и стихиры наизусть, и Евангелие, и Псалтырь. Псалтырь читается часто в Храме Божием, особенно сейчас, Великим постом Псалтырь прочитывается полностью, целыми кафизмами, и, конечно, если пропускать эти слова Священного Писания, Святой Псалтыри, Евангелия через свое сознание, через свою душу, то они остаются в нашей памяти и можно было бы руководствоваться для жизни по Евангельскому учению. Но вот так случилось, что святителю Иову пришлось претерпеть очень много страданий и лишений, потому что началось смутное время, и поляки пытались захватить Русскую землю, чтобы на земле этой нашей была уния или католичество. Он был бойцом за чистоту Православия и из-за этого терпел очень много мучений, страданий. Его насильно низложили с патриаршего престола. В унижениях и оскорблениях он закончил свою жизнь в монастыре. И для нас он является тем молитвенником, который молится за всю нашу Русскую Православную Церковь, ибо он был первым Патриархом, печальником Русской земли, печальником Русской Церкви нашей, и желает, чтобы наша Церковь и в последующие времена жила в благочестии, благоговении и страхе Божием.

 

Ныне мы также празднуем преподобного Севастьяна Карагандинского, который был учеником славных старцев Оптинской Пустыни, преподобного Нектария, других отцов. Он воспринял благодать старчества от этих старцев, которые были в Оптинской Пустыни. И только тогда, когда Пустынь эта была закрыта, в 1928 году, когда старец Севастьян был уже в священном сане, служил на приходах и потом его, как и всех остальных священнослужителей, сослали. Его обвинили в том, что он был борцом против Советской власти. Отправили его в Казахстан, где он потрудился, будучи заключенным.

 

После заключения он остался в Казахстане и нес старческое служение. Сначала он жил в разных местах, в разных домах, и народ исповедовался и причащался у него. А потом уже в 50-е годы XX-го столетия удалось открыть храм, и он там служил, нес активное служение для того, чтобы окормлять людей Благодатью Божьею и советами о Царстве Небесном и вечной жизни.

 

Многие люди притекали к нему за помощью, за советами, потому что Господь даровал ему этот дар совета, и они приходили и получили благословение и те советы, которые направляли человека на путь истины, Правды Божией на путь спасения, достижения Царства Небесного. Это было очень большое служение, потому что оно совершалось не так открыто, как мы сейчас, а полутайно, чтобы многие не знали, особенно власть предержащие, они же преследовали таких активных монахов, тружеников на Ниве Христовой. Поэтому скрытно служили, но очень активно работали на благо людей для подкрепления в них веры и благочестия. И вот когда мы смотрим и видим труды преподобного Севастьяна Карагандинского и его духовных чад, которые следовали за Христом по его научению, по его совету, то мы видим себя, что мы ослабли в вере, ослабли в благочестии, хотя сейчас нет таких трудностей, которые были в те годы, в которые жил Севастьян Карагандинский. Сейчас нас никто не гонит, никто не ссылает. Слава Богу, мы можем прийти в Церковь, молиться, мы можем создать монашеские общины, никто не запрещает прийти в монастырь и жить по-монашески. И некоторые люди говорят о том, какие сейчас монастыри. Монастыри – это такие, когда каждый человек делает монастырь, то есть насельницы монастырей должны создать такие очаги духовной жизни, которые бы людей вводили в то совершенство, к которому призывает нас Христос-Спаситель. Они должны настроить каждого человека к совершенствованию себя. Если есть такой настрой души своей, если желать жить по-христиански, то, конечно, в монастыре есть все для этого условия».

 

Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии

 

Фоторепортаж:

Стих из Евангелие

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее"
(Мк. 8:34-35)
.