10 декабря 2022 года, в день почитания иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершил Божественную литургию в Свято-Троице Никольском женском монастыре города Ташкента.
Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Иоанн Кулешов, иерей Игорь Сладков, диакон Рустик Ковалев, диакон Петр Гнатик.
За Богослужением также молились настоятельница монастыря игуменья Екатерина (Мальгина) с сестрами обители, учащиеся катехизаторского и регентско-певческого отделений Ташкентской Православной духовной семинарии, прихожане.
По окончании Литургии митрополит Викентий вознес свою святительскую молитву ко Пресвятой Богородице, а затем обратился к молящимся со своим назидательным словом, рассказав о чудесном явлении образа Девы Марии «Знамение».
Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в XI – XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Иоанн дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, – враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Рассказав об истории этой иконы, владыка архипастырь отметил, что спустя почти 900 лет после событий в Новгороде мы видим ситуацию, когда опять брат озлобился на брата, идет война на Украине:
«Это для нас большое горе, мы скорбим, мы молимся каждый день за Богослужением о том, чтобы Господь послал мир и вразумление, чтобы люди, которые отошли от Бога, не живут по воле Божией, а по какой-то своей человеческой правде, могли бы вновь возвратиться к правде Божией. Вот причина этого конфликта – правда человеческая не соответствует правде Божией, – отметил владыка Викентий. – Правда человеческая ставится во главу угла. И вот в результате получаются такие кровопролитные ситуации. Поэтому нам с вами, живущими здесь, где, слава Богу, не проливается кровь, мы должны постараться, чтобы свою правду подчинить правде Божией. Тогда Господь сделает так, что правда Божия восторжествует над правдой человеческой, и перестанут идти кровопролитные войны, которые нам очень неприятны».
Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии
Фоторепортаж:
https://blagovestie.uz/index.php/1234-bratoubijstvennye-vojny-eto-bolshoe-gore.html#sigFreeId169eefdcd2